Инцидент «исперчен»

Госсекретарь США Кондолиза Райс приехала в Москву...
Госсекретарь США Кондолиза Райс приехала в Москву. Все говорят — «мириться». За кулисами переговоров незримо присутствует еще и третий — Евросоюз, на чьей «кухне» и началось битье «тарелок ПРО и РЛС» для Чехии и Польши...

Впрочем, планы США по размещению элементов ПРО в Восточной Европе и другие военные вопросы, поставленные ребром начальником российского генштаба Юрием Балуевским — он даже пригрозил увеличить количество ядерных боеголовок на межконтинентальных баллистических ракетах «Тополь» и «Тополь–М», — только часть алармистской российско–американской повестки.

Куда острее сегодня создание новых блоков в Европе как ответ на энергетическую политику Российской Федерации. Так, итогом завершившегося в субботу в Кракове саммита президентов Украины, Азербайджана, Грузии, Литвы и Польши стало создание политического блока, противостоящего создававшемуся в Ашгабате энергоальянсу России, Казахстана и Туркменистана, пишет газета «КоммерсантЪ». Таков европейский ответ на энергетическую реаль–политик: безопасности страны — поставщика энергоресурсов противопоставлена безопасность стран–потребителей и стран–транзитеров. Круг замкнулся...

В Кремле обвинения в «имперских замыслах» на постсоветском пространстве и «энергетическом шантаже», активно поддержанные Соединенными Штатами, считают примером недобросовестной конкуренции и «идеологизированных международных подходов». «Трудно уйти от вывода о том, что сверхзадача внешней политики администрации США — это консервация, запасание впрок единоличного лидерства в мировых делах», — написал в одной из своих статей глава МИДа РФ Сергей Лавров. Словом, прежнее голубиное воркование сменяется клекотом...

На таком фоне «похолодания» отношений и прилетела в Москву г–жа Райс.

По словам кремлевского политолога Вячеслава Никонова, «для Кондолизы Райс важным будет выразить разного рода озабоченность, которая существует в США по поводу состояния демократии у нас, перспектив предстоящих выборов, хотя ни для кого не секрет, что в ходе будущей избирательной кампании ставка будет делаться американцами на те политические силы, которые... обладают нулевым электоральным потенциалом».

А ведь когда–то в офисах некоторых российских политиков охотно принимали гостей из Минска, тоже обладающих мизерным «электоральным потенциалом». Теперь же, когда госдеп приступил с тем же демократическим лекалом к самой России, там это восприняли как «угрозу безопасности». «Складывается впечатление, что мы очень быстрыми темпами приближаемся к новой «холодной войне», когда США официально будут проводить политику сдерживания России», — сказал директор Института США и Канады Сергей Рогов в интервью РИА «Новости».

Соглашусь и с мнением заведующего Центром международной безопасности Алексея Арбатова, считающего, что в Вашингтоне «возникло беспокойство, не слишком ли далеко Россия и США зашли в нынешнем противостоянии и противоречиях».

...Глава американского госдепа, известная как профессиональный русолог, наверняка знает, как подобную ситуацию описывал поэт:

Как говорят —

Инцидент «исперчен»,

Любовная лодка разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

И не к чему перечень

Взаимных болей, бед и обид.

Кажется, будто Маяковский и впрямь писал о нынешнем состоянии российско–американских отношений, настолько точно здесь каждое слово... Но тем и отличается профессиональный политик от страдающего поэта, что эмоции всегда оставляет за бортом. Уверена, что ключевое слово для Кондолизы Райс в этой поэтической формуле политических отношений — расчет. А он заставляет партнеров — США и Россию — слышать и стараться понимать друг друга, несмотря ни на какие «боли, беды и обиды».

США увязли в Ираке и Афганистане, и без российской помощи (хотя бы в стенах ООН) им там не обойтись. Контроль же над ресурсами Персидского залива и Центральной Азии им нужен для поистине глобальной цели — доминирования над геополитическими противниками. И этим главным геополитическим противником для Соединенных Штатов является вовсе не Россия. Главные — Китай и Индия.

Тут я сошлюсь на весьма авторитетное мнение директора Центра международных исследований Института США и Канады РАН Анатолия Уткина. Он считает, что сегодня обсуждается существеннейший вопрос: в случае ухудшения отношений между Китаем и США на чьей стороне будет Россия? Это глобальный, это самый важный вопрос.

И ставки в этом вопросе одинаково высоки как для России, так и для США, равно как и их взаимозависимость. Так что, пожалуй, блюдо на европейской кухне и впрямь переперчено.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter