"Формула-1". Гран-при Сингапура

Интрига остается. Надолго ли?

Городская трасса и дождь, аварии и сходы, выезды машины безопасности и штрафы – вот такой весомый набор аргументов получили те, кто смотрел в минувшее воскресенье Гран-при Сингапура гонок "Формулы-1". Тяжелая, но заслуженная победа Серхио Переса, второе место Шарля Леклера и разочаровывающие действия Макса Ферстаппена оставили нам интригу чемпионства, по крайней мере, еще на одну неделю.  


Сингапурский автодром "Марина-Бей", впервые включенный в календарь чемпионата "Формулы-1" в 2009 году, умеет преподносить сюрпризы. Обгонять на нем достаточно сложно, а жаркая, с большой влажностью погода и без того сложную гонку превращает в тяжелое испытание для пилотов и команд. Недаром же показатель выездов здесь машины безопасности равен 100%. Это означает, что для сэйфети-кара Берна Майландера в Сингапуре всегда есть работа, не заскучаешь.

Как и предполагалось накануне, первый круг не обошелся без интригующих перестановок. Начнем с того, что время старта было отложено более чем на час из-за дождя. Машина безопасности, тестируя трассу, в некоторых местах погружалась в воду почти по уровень дверей.

Когда ситуация улучшилась, все машины уехали на прогревочный круг, будучи "обутыми" в промежуточные шины. Помимо первых двух рядов лидеров, где обладателю поула Шарлю Леклеру составили компанию Серхио Перес, Карлос Сайнс и Льюис Хэмилтон, наше внимание было приковано к Максу Ферстаппену, стартовавшему из-за ошибки команды "Ред Булл" на 8-м месте. Кроме этого, еще один прорыв должен был выглядеть интригующим: после неудачной квалификации Джорджа Рассела в "Мерседес" решили сменить на его болиде силовую установку. И британцу предстояло стартовать с пит-лейна. Заранее скажу: гонка у Джорджа не задалась, и, даже показав лучший круг, он не смог заработать ни одного очка. Он финишировал 14-м, то есть последним, отстав от лидера больше чем на 2 круга. И это несмотря на многочисленные появления режима машины безопасности в гонке.

Поблажки стюардов

Когда погасли стартовые огни, Шарль Леклер и Серхио Перес рванули со старта практически одновременно. С той лишь разницей, что "Ред Булл" мексиканца приобрел ускорение заметно большее, чем "Феррари" монегаска. И на апексе первого поворота Серхио был на весь корпус машины впереди соперника. Казалось, нечто подобное должен был совершить и Макс Ферстаппен, имея у себя в соседях болиды куда более медленные, чем у его напарника. Но надежды "оранжевых" болельщиков голландца не оправдались. Действующий чемпион не только не смог улучшить свою стартовую позицию, но и откатился на 12-е место. По словам самого Макса, едва он отпустил сцепление, как машина перешла в безопасный режим, предохраняющий двигатель от остановки. Внешне это выглядело, словно Макс допустил пробуксовку, чем не преминули воспользоваться его соперники.

Если Перес вчистую обыграл Леклера на старте, то вот Карлосу Сайнсу на своей "Феррари" не удалось корректно обойти "Мерседес" Льюиса Хэмилтона. Испанец фактически вытолкнул машину британца в первом повороте, и 7-кратному чемпиону пришлось срезать дистанцию, чтобы после касания их болидов не потерять и 3-е место. В любой другой момент гонки стюарды обратили бы внимание на этот инцидент, но здесь они предпочли воспользоваться так называемой льготной поправкой борьбы в связке первых поворотов. Хэмилтон возмутился, отпустив пару крепких словечек по радио в адрес испанца, но дальше этого дело не пошло. Конфликт был исчерпан.

После гонки британец даже в извинительном тоне дал пояснения своей брани, мол, погорячился, и что на самом деле все не так было страшно со стороны Сайнса. А промолчать в тот момент Льюис не мог, поскольку срезал он поворот не за контрольным столбиком, как то предписывали правила, а перед ним. И чтобы не быть наказанным в свою очередь за срезку поворота и получение преимущества, Хэмилтон предпочел проявить крайнее возмущение, повернув стрелки наказания в сторону пилота "Феррари".

Но лично мое мнение: Карлос должен был быть наказан. Куда приятнее наблюдать за корректным пилотажем, когда обе, а то и три машины соперников идут в поворотах параллельными курсами, не пересекая траекторий и тем более не выталкивая колесами конкурентов за пределы трассы. А эти картинговые приемы, с легкой руки Ферстаппена прописавшиеся в современной "Формуле-1", всегда у меня вызывают желание сказать «стоп!» нарушителю правил. Во-первых, это опасно, а во-вторых, это нечестный способ добывать преимущество за счёт грубости. Прямо как в картинге. Но ведь здесь не картинг, не те скорости, и в случае аварии совсем другие последствия.

Кстати, сам Макс тоже вспомнил свою хулиганскую традицию. Конечно, когда он привык за этот сезон стартовать с первого ряда, то ему не требуется "толкаться локтями" в поворотах. Но в Сингапуре ему пришлось искать свободную траекторию в окружении молодых ненасытных "волков", как иногда называют отчаянную молодежь, гоняющуюся еще не более трех сезонов в "Формуле-1". Поэтому неудивительно, что когда "Ред Булл" голландца сошелся в поединке с "Хаас" Кевина Магнуссена, то контакта избежать не удалось. Датчанину пришлось через несколько кругов ехать на пит-стоп для замены носового обтекателя, и в итоге его гонка, несмотря на большие возможности старта с высокой позиции, была испорчена. Судьи вновь, посчитали это лишь гоночным инцидентом.


"Альпине" под прессингом неудач

К нашему удивлению, Фернандо не смог воспользоваться преимуществом чистой трассы, которое ему давала его 5-я стартовая позиция. Испанец, пытаясь воспользоваться борьбой впереди едущей четверки гонщиков, выбрал не совсем ту оптимальную траекторию в первом повороте, о которой мечтает каждый стартующий на городских трассах. В итоге, он пропустил вперед себя более проворного Ландо Норриса на "МакЛарен", и даже Пьера Гасли на "Альфа Таури". Правда, итальянский болид француза был не настолько быстр как французская машина испанца, и уже к концу первого круга Алонсо отыграл у Пьера одно место.

Существует поверье, что в Больших призах юбилейные гонки очень редко, когда проходят успешно. Это был 350-й по счету Гран-при испанского чемпиона в его формульной карьере. И когда после 20 кругов, не проехав и трети дистанции, Фернандо остановился в 10-м повороте, спровоцировав появление режима виртуального сэйфети-кара, то это не очень удивило знатоков примет "Формулы-1". Хуже того, и вторая машина "Альпине", за рулем которой пусть и не очень успешно в этот раз ехал Эстебан Окон, тоже сошла семью кругами позже. У обоих пилотов в графе причин схода появилась запись: "силовая установка". Вот и борись после этого за 4-е место, которое явно стремится уйти к британской команде "МакЛарен".

Мик Шумахер надеется на лучшее

В Сингапуре сын легенды немецкого автоспорта еще не гонял ни разу. Ведь "Формула-1" вернулась на "Марина-Бей" через три года с последней здесь гонки в 2019 году. "Спасибо" антиковидным мерам, едва вообще не похоронившим мировой автоспорт. На финише Мик был лишь 12-м, но с гордым видом он не преминул прихвастнуть перед журналистами, что он был единственным, кто добрался до финиша из молодежной стаи.

Действительно, из-за неопытности, или, точнее сказать, из-за своей невнимательности Николас Латифи на 6-м круге столкнулся с Гуаньу Чжоу. Канадец просто не оставил места "Альфа Ромео" китайца, оба сошли. Из-за проблем с подвеской улетел в отбойник и прекратил гонку Алекс Элбон на своем "Уильямс". Обе «Альпине» , как уже писалось выше, сошли из-за проблем с французскими моторами "Рено".

Едва проехав экватор гонки, без посторонней помощи разбил машину Юки Цунода. Подписанный с ним контракт на будущий год, конечно, гарантирует японцу место в "Альфа Таури". Концерн "Ред Булл" продолжает реверансы в сторону японских мотористов "Хонда"». Особенно после того, как "Порш" окончательно заявил о прекращении своих амбициозных проектов, нацеленных на участие в "Формуле-1". Но неопытность и, зачастую, горячность юного японского пилота не позволяет Францу Тосту рассчитывать на ведущую роль этого гонщика в следующем сезоне в их "конюшне". И по-прежнему стоит открытым вопрос: кого брать на смену уходящему в "Альпине" Пьеру Гасли? Такого же юного и неопытного уничтожителя болидов, как Юки, или, может быть, привлечь кого-то свободного на рынке пилотов, как, например, Нико Хюлькенберг или тот же Ник де Врис? Задача не из легких.

На этом фоне небо над будущей судьбой Мика Шумахера буквально за одну его гонку в Сингапуре стало слегка проясняться. Говорят, что Гюнтер Штайнер уже сел за стол переговоров с менеджментом немецкого гонщика, чтобы обсудить условия контракта на следующий год. Договорятся ли? Вот в чем вопрос.


Чемпионские ошибки

Когда ошибку в пилотировании допускает новичок, говорят, что он еще учится. А когда ошибку допускает опытный гонщик, да еще и чемпион, и даже неоднократный? Нельзя же дать этому действию определение, что, мол, гонщик "разучился" пилотировать.

Макс Ферстаппен гонку в Сингапуре, можно сказать, отмучил. По его собственной оценке, пилотировать на "Марина-Бей" ему сильно не понравилось. Похоже, действующий чемпион быстро привык к тому, что за всю гонку ему приходится делать не более двух-трех обгонов. Ведь остальное время он проводит в гордом одиночестве, лидируя в пелотоне. А тут вдруг надо прорываться, да еще и на такой неудобной для этих маневров трассе. Неудивительно, что не все у него было так гладко, как на классических трассах, где бесспорное преимущество его машины не оставляет шансов соперникам даже пытаться оказать сопротивление. Проехав две трети дистанции и добравшись всего лишь до 5-го места, голландец ринулся было с открытым забралом на позиции Ландо Норриса. Но британец был начеку. В итоге Максу пришлось "перетормозить" и затем искать убежища в кармане безопасности, сразу потеряв несколько позиций.

Лишь за 10 кругов до финиша действующий чемпион, обогнав Вальтерри Боттаса, снова добрался до зачетной десятки. Ехавшему перед ним Пьеру Гасли пришлось второй раз за гонку пропускать голландца вперед. Так сказать, братская помощь "Ред Булл" со стороны "молодежной конюшни".

Догнав чемпионскую пару, на счету которой в архивах "Формулы-1" значится на двоих 11 титулов, Макс попытался было навязать борьбу Льюису Хэмилтону, который в свою очередь искал возможности опередить Себастьяна Феттеля. Но ничего у голландца не получилось, и казалось, что он так и доедет на своем далеко не почетном 9-м месте до самого финиша. Но тут ему немножко повезло.

Льюис Хэмилтон, чувствуя превосходство своего "Мерседес" над "Астон Мартин" немецкого чемпиона, ринулся в очередной раз в атаку на позиции Феттеля. Увы, атака сорвалась. Британец не вписался в поворот, пропустив вперёд себя своего главного прошлогоднего конкурента. Под самый занавес гонки на последнем круге Максу все же удалось еще опередить и Себастьяна. В итоге чемпионская тройка, чуть поменявшись местами в сторону омоложения своего фаворита, так и финишировала друг за дружкой.

Победа после полуночи

За несколько кругов до финиша из штаба гонки неожиданно появилась информация, что пилотирование лидера гонки Серхио Переса за машиной безопасности взято под пристальное изучение. Появился риск, что мексиканца могут наказать за несоблюдение дистанции между ним и сэйфети-каром Бенрна Майландера. За это полагается штраф 5 секунд.

Пилот "Ред Булл" резко ускорился и к финишу был впереди своего преследователя Шарля Леклера более чем на 7 секунд. Но разбирательство было не закончено. Ведь нарушение имело место дважды. И стюарды вполне могли выписать двойной штраф провинившемуся. Поэтому даже после получения призовых кубков на подиуме его участники не были уверены, что останутся в том же порядке в итоговом протоколе.


Несколько часов понадобилось стюардом, чтобы принять окончательное решение. По правде сказать, оно удивило. Пересу выписали лишь один штраф, и ничего в распределении не поменялось. Так стоило ли так долго рассматривать этот простой по своей сути инцидент? Такое ощущение, что вместо тройки стюардов , помогающей руководителю гонки, в штабе Гран-при находилась группа неопытных присяжных заседателей. И каждому из них надо было разобраться в случившемся, чтобы отдать голос в пользу того или иного решения. Ну не смешно ли? Ведь в мировом автоспорте и в FIA всегда работали профессионалы. Хочется верить, что подобное если и будет повторяться, то крайне редко, а не от гонки к гонке, дискредитируя органы, руководящие "Формулой-1".

Победа Серхио Переса, дубль "Феррари" во главе с Шарлем Леклером и не очень красочное выступление Макса Ферстаппена оставили нам интригу чемпионства еще на некоторое время. За 5 этапов до финиша сезона Макс опережает своих возможных конкурентов в борьбе за титул – Леклера и Переса –  на 104 и 106 очков соответственно. И если по итогам следующего Гран-при, который пройдет через неделю в Японии на автодроме "Сузуки", это отставание не сократится, то Ферстаппен станет чемпионом. Поживем – увидим. В любом случае до развязки осталось не долго.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter