Интрига года. Кто возьмет главный «Оскар-2019»?

Вечером 24 февраля, когда большая часть белорусов будет мирно спать, в театре «Долби» в Лос-Анджелесе вручат награды премии «Оскар». Эта церемония станет уже 91-й по счету, но, как обычно, особенной.

Многие любители кино считают, что нынешний «Оскар» — один из самых слабых за последнее время. И основания так думать имеются. Средний рейтинг номинантов на статуэтку за лучший фильм на авторитетном сайте Rotten Tomatoes составляет 85 баллов. Для примера, в прошлом году он был 92,22. Хуже в этом десятилетии дела обстояли только в 2012-м, когда «Операция «Арго» и компания набрали в среднем 82,78 балла.

Кстати, нынешний «Оскар» мог оказаться еще слабее. В список номинантов могли не включить одну из сильнейших картин прошлого года — «Рома» Альфонсо Куарона. Дело в том, что права на распространение фильма приобрел стриминговый сервис Netflix, что вызвало дикое негодование жюри Каннского кинофестиваля, решившего не допускать в конкурсную программу ленты, которые предназначены только для показа на основе потокового мультимедиа. В итоге «Рома» не могла быть включена в программу кинофестиваля, однако Netflix пошел в атаку, объявив бойкот Каннам, который также поддержал Куарон. Предполагалось, что детище мексиканского режиссера не доберется и до «Оскара», однако здравый смысл победил. Черно-белая драма взяла «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, два «Золотых глобуса», четыре награды от Британской киноакадемии и едет на «Оскар» в статусе главного фаворита с десятью номинациями.

Альфонсо Куарон

Добавило критических стрел в американских академиков и включение в список номинантов на главный «Оскар» первого комикс-фильма — «Черной пантеры» от Marvel. Никого уже давно не удивляет, что саги о супергероях в обтягивающих трико собирают самые большие кассы. Такие проекты рассчитаны на самую широкую аудиторию от школьников до взрослых людей, которые в кинотеатрах просто хотят похрустеть попкорном и расслабиться. Комикс-фильмы уже имеют на своих полках престижные премии, в том числе и «Оскары», однако раньше речь чаще всего шла о технических номинациях. Даже Кристофер Нолан, который со своими «Бэтменами» ворвался в многочисленные рейтинги лучших фильмов, и не мечтал о номинациях на лучший фильм или режиссуру на «Оскаре». Неоднократно велись дискуссии о необходимости создания отдельной номинации под такой жанр, однако дальше разговоров дело не пошло. В результате красочная лента о вымышленном африканском государстве Ваканда, которым правит та самая Черная пантера, поборется сразу за семь статуэток Американской академии, одна из которых — за лучший фильм.

В общем, сколько бы критики не лилось на «Оскар», именно эта премия остается самой ожидаемой и обсуждаемой в мире кино. Не станет исключением и этот год, поэтому мы решили рассказать о номинантах на главную награду и попробовать угадать, кто же будет произносить победную речь на сцене «Долби».

«Зеленая книга»

Самой известной работой Питера Фаррелли до этого считалась комедия «Тупой и еще тупее», снятая вместе с братом Бобом четверть века назад. Питер так бы и остался режиссером, неизвестным широкой публике, если бы сам не сел за сценарий о путешествии по югу США чернокожего пианиста и композитора Дона Ширли и водителя-вышибалы итальянского происхождения Тони «Болтуна» Валлелонга. В результате «Зеленая книга» вышла живой, смешной и пробивающей на эмоции. Картину Фаррелли упрекают в излишней стереотипности, но два часа в компании роскошных Вигго Мортенсена и Махершалы Али пролетают незаметно. Актерская игра в «Зеленой книге» заслуживает отдельных аплодисментов, поэтому неудивительно, что Мортенсен номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль, а Али — за лучшую мужскую роль второго плана. Кроме того, этот фильм претендует на лучший сценарий, за который он уже получил «Золотой глобус». Однако главным претендентом на «Оскар» в этой номинации букмекеры все же считают «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса.

Что касается категории «Лучший фильм», то здесь «Зеленая книга» находится также в числе основных кандидатов на победу. За комедию Питера Фаррелли говорит насущность поднимаемой проблемы, которая, думается, будет актуальна для США столько же, сколько местное европеоидное население считало, а некоторые все еще считают, людей с другим цветом кожи неполноценными членами социума. Негативно на репутации «Зеленой книги» сказался скандал, который разожгли родственники Дона Ширли, обвинившие киноделов в исторической недостоверности и назвавшие фильм «Симфонией лжи». По их словам, ни о какой дружбе между великолепным музыкантом и грубым водителем близко не было, а сюжетная линия с семьей Ширли, с которой он якобы не поддерживал связь, — 100-процентный вымысел.

Резюме

Махершала Али практически точно получит свой второй «Оскар». Во-первых, этот парень действительно хорош, во-вторых, конкуренция за звание лучшего актера второго плана не такая острая. А вот у Вигго Мортенсена шансов заметно меньше, о чем мы поговорим ниже. Сама же «Зеленая книга» вряд ли заберет главный «Оскар». Американские академики с удовольствием дают статуэтки за фильмы о расизме, однако к лучшему фильму года предъявляются куда более серьезные требования. Например, «Лунный свет» помимо вопроса о расизме «цеплял» не менее актуальную для США проблему отношения к гомосексуалистам, а также был великолепно поставлен. «12 лет рабства» и «Столкновение», также забиравшие главного «Оскара» уже в этом веке, были настолько мощны и драматичны, что их победы были более чем ожидаемы и справедливы.

«Рома»

Творение Альфонсо Куарона мы уже упоминали вскользь, однако «Рома» заслуживает не один десяток комплиментов. Мексиканский режиссер с особым теплом и трепетом рассказывает историю обычной семьи среднего класса в Мехико 1970-х. В центре сюжета — служанка Клео, которая живет сегодняшним днем и время от времени получает пощечины от жизни. Картина Куарона целостна, масштабна до такой степени, что сложно поверить, что это не документальные кадры, радует глаз и, несмотря на свою черно-белую гамму, так и норовит зацепить вас лучом мексиканского солнца. 

«Рома» — яркий образец фильма, выходящего за рамки двухмерности, а эффект присутствия достигается не благодаря неудобным 3D-очкам и разрывающей колонки музыке, а волшебству, привнесенному создателем. Этот фильм чувствуется кожей, он расплывается по телу приятной теплотой и призывает к соучастию. Возможно, тот мальчишка в скафандре — это не просто привет Куарона своей же «Гравитации», а ты сам в прошлой жизни.

Для написания такого полотна Куарон полностью захватил власть и выступил не только в качестве режиссера, но и сценариста, продюсера и даже оператора. И, кажется, кинематографический авторитаризм сработал только в плюс. «Рома» представлена сразу в десяти номинациях и, в отличие от «Фаворитки», может получить все десять наград, при этом сам Куарон претендует сразу на четыре статуэтки.

Резюме

Новая мексиканская волна накрыла и американский, и мировой рынок. «Оскар» — отличное тому подтверждение. Четыре из пяти последних наград за лучшую режиссуру забирали именно мексиканцы: компанию самого Куарона («Гравитация», 2014), Алехандро Гонсалеса Иньярриту («Бердмэн», 2015, «Выживший», 2016) и Гильермо дель Торо («Форма воды», 2018) сумел разбавить только Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд», 2017).

Вероятнее всего, «Оскар» за лучшую режиссуру вновь достанется представителю Мексики. В противном случае это станет преступлением против искусства еще большим, чем отсутствие статуэтки у Ханца Циммера за саундтрек к «Интерстеллару». Кроме того, Куарону предсказывают триумф и в операторской номинации, в которой уже никто не удивляется победам мексиканцев после трехлетнего страйка Эммануэля Любецки («Гравитация», 2014, «Бердмэн», 2015, «Выживший», 2016).

«Рома», само собой, — основной претендент на главный «Оскар». Фильм очень своевременно, но есть уверенность, что непреднамеренно, заигрывает с активизировавшейся борьбой женщин против насилия. «Мы, женщины, всегда одни», — звучащее из уст одной из героинь можно сделать хэштегом, как #metoo, и пронестись с ним бурей по соцсетям, но Куарон вряд ли говорит о проблемах женщин как отдельного класса. Хочется думать, что здесь имеет место посыл о том, что человек вовсе не имеет границ: и в своей подлости, и в своей любви.

Самая серьезная загвоздка «Ромы» — в языке. Картина Куарона — всего лишь пятый в истории фильм на иностранном языке, который представлен и в главной номинации, и в категории для «иностранцев». Четыре предыдущие попытки штурмовать главный «Оскар» завершились победой только в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Академики продинамили даже великолепную ленту «Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, отдав предпочтение «Влюбленному Шекспиру».

Возможно, лучшего шанса сломать тенденцию у академиков не будет. В таком случае Куарон не просто внесет свое имя в историю премии, а выстроит его огромной массивной стеной, о которую разбиваются любые предубеждения.

«Фаворитка»

Йоргос Лантимос — режиссер, пользующийся особой любовью в Каннах, где он собрал уже целую охапку ветвей. Греческий мастер приезжал на «Оскар» со своим «Клыком», претендовавшим на лучший фильм на иностранном языке в 2011 году, и «Лобстером», представленным в номинации за лучший сценарий в 2017-м. В этом году его «Фаворитка» произвела настоящий фурор на премии BAFTA, взяв сразу семь наград, и грозится пошуметь и на «Оскаре».

Лантимос снял бодрую остроумную картину на хорошо знакомую любимым киноманам тему дворцовых интриг. Главный плюс «Фаворитки» — она точно не вызовет апатию. Вполне возможно, что вас вместе с одной из героинь будет рвать во время просмотра, у вас может начаться головокружение от постоянно закругленного кадра, но вы точно не забудете этот фильм. Кто-то из критиков увидел здесь нотки Кубрика, но Лантимос всегда будет самим собой. Критик Антон Долин называет фильм «смешным эмоциональным зрелищем для широкой аудитории», но даже возрастное ограничение 18+ более чем явно намекает, что «Фаворитка» находится в совершенно иной плоскости, нежели картина про правителя, превращающегося в пантеру, или про певицу из бара, вопреки всем невзгодам становящуюся мировой звездой.

«Фаворитка», в отличие от «Ромы», напичкана звездами первой величины, и ставка на признанных мастериц своего дела, как и в «Зеленой книге», полностью себя оправдала. Оливия Колман, Рэйчел Вайс и Эмма Стоун закручивают такой Бермудский треугольник, полный сарказма, яда и страсти, что он готов поглотить оба «Оскара» за женские роли. Причем Вайс и Стоун продолжат борьбу, начатую в фильме, в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Резюме

«Фаворитка», как мы говорили ранее, представлена в десяти номинациях. При этом шансы на победу в главной и режиссерской номинации выглядят если не призрачными, то маловероятными. Актрисы сделали все возможное, а кто-то даже показал то, что всегда скрывал от широкой публики, чтобы забрать статуэтку домой, однако в женских номинациях конкуренция вполне серьезная. Наиболее ощутимые шансы на победу «Фаворитки» в номинациях за лучший оригинальный сценарий и монтаж, а также в привычной для исторических фильмов категории «Лучший художник-постановщик».

«Богемская рапсодия»

Многие кинофилы убеждены, что снимать байопики про культовых личностей — моветон. Однако удержаться от материала, уже подготовленного самой историей, и финансовой выгоды, которая так и просится в руки, категорически сложно. Невозможно было спокойно усидеть в кресле и под хиты одной из лучших групп 20-го века, особенно под видеоряд, который воссоздан с хирургической точностью. Фанаты Queen, как это водится в целом у поклонников чьего-либо таланта, со скоростью света нашли кучу исторических неточностей, однако они серьезно на качестве картины не сказались.

Не обошлось без мощного скандала и вокруг «Богемской рапсодии». Режиссера фильма Брайана Сингера обвинили в растлении несовершеннолетних и даже успели исключить из списка номинантов на BAFTA. На «Оскаре» он в режиссерской категории не представлен, поэтому здесь экстренных мер принимать не придется. Впрочем Сингер приносит серьезные проблемы студии Fox, снимавшей фильм о Фредди Меркьюри, не впервые. Постановщик во время создания байопика постоянно опаздывал на съемочную площадку и конфликтовал с актерами, в том числе с исполнителем главной роли Рами Малеком, за что и был уволен еще до окончания съемок.

Самое слабое место у «Богемской рапсодии» — шаблонный сценарий, который можно отправлять на конкурс клише. Да, фильм очень динамичен, и его легко смотреть, но здесь, скорее, заслуга самих «Квинов», а не сценаристов.

Резюме

Байопик о Фредди Меркьюри удостоился «Золотого глобуса» за лучший фильм (и даже драму, а не мюзикл), но шансы на главный «Оскар» крайне призрачны. Фильм мог выехать на сексуальной ориентации фронтмена Queen, но, к счастью, создатели ленты не стали паразитировать на этой теме и использовали этот факт лишь для полного раскрытия образа главного героя. Его с впечатляющей точностью воплотил упоминавшийся выше Рами Малек. Американский актер египетского происхождения своими безумными глазами и восхитительной пластикой наиграл на главного претендента на «Оскар» за лучшую мужскую роль, и вряд ли кто-то будет против такого поворота событий. «Рапсодия», как и положено, потолкается в звуковых категориях и вполне может забрать премию за монтаж.

«Черный клановец»

Спайк Ли снимает много и давно, при этом внушительная часть его фильмов поднимает проблему расовых конфликтов. Этого режиссера и сценариста всегда с теплом принимают на главных фестивалях Европы, а в 2016 году он удостоился «Почетного Оскара», что называется, по совокупности. Но этот год — особенный для 61-летнего Ли. Его «Черный клановец» поборется за «Оскары» сразу в шести категориях, при этом сам Спайк Ли номинирован в трех категориях: лучший фильм, режиссер и адаптированный сценарий.

«Черный клановец» — смешная, оригинальная и, конечно же, актуальная картина. Ли отправляет в ряды «Ку-Клукс-Клана» симбиоз афроамериканца и еврея, что своей абсурдностью лучше всего высмеивает политику организации. Отличительная особенность «Клановца» от большинства картин, где говорится о проблемах угнетаемых, — отсутствие четкого разграничения между «нашими» и «чужими». Главный герой хочет защищать интересы не только своего народа, но и своей страны, которая заметно многонациональнее, нежели Ваканда.

Спайк Ли призывает стороны к конструктивному диалогу и, как настоящий пацифист, остерегает от соблазна насильственного решения любых проблем, но сам не удерживается от заигрывания с либеральным Голливудом. Документальная врезка, составленная из нескольких видеофактов, подгоняется под необходимый вывод о неправоте «чужих» и показывает пальцем на главного виновника «наших» проблем.

Резюме

«Черный клановец» в категории «Лучший фильм» по большому счету создает массовость. В целом из шести номинаций эта картина всерьез может побороться только в номинации «Лучший адаптированный сценарий», где считается главным фаворитом. Однако даже одна статуэтка при столь мощной конкуренции станет отличным результатом для Спайка Ли.

«Звезда родилась»

Еще одна музыкальная драма, которая вышла более предсказуемой, чем «Богемская рапсодия», если такое вообще возможно, когда речь идет о байопике. Режиссерский дебют Брэдли Купера точно нельзя назвать провалом, но и в папку «Буду пересматривать» он явно будет попадать очень редко. Как и в «Рапсодии», в фильме «Звезда родилась» наиболее слабо выглядит сценарий, который изобилует стандартными приемами и пустотами, а также призывает верить в талант и чувства героев без «осязаемых» подтверждений.

Откровение фильма — игра Леди Гаги, которая действительно очень хороша. Возможно, ей это удалось, потому что она во многом играла саму себя, а возможно — благодаря своему таланту, выходящему за грани музыки и создания образа фрика.

Резюме

Шансы дебютной ленты Купера-режиссера на главный «Оскар» еще более призрачны, чем у «Черного клановца». Гага, Купер и Сэм Эллиотт имеют неплохие шансы вырвать статуэтку в актерских номинациях, однако вполне вероятно, что «Звезда родилась» получит награду только за лучшую песню.

«Власть»

Адам МакКей, писавший оскароносный сценарий к «Игре на понижение» и сам ее поставивший, продолжил исследование современной истории США. После изучения причин и предпосылок мирового экономического кризиса он погрузился в биографию Дика Чейни — политического тяжеловеса и самого влиятельного американского вице-президента. Роль политика исполнил мастер перевоплощений Кристиан Бэйл, который специально для роли вновь заметно набрал в весе. В целом «Власть» соответствует канонам биографических фильмов, чаще всего развивающихся по классической траектории от «из грязи в князи» и обратно. Но МакКей все же использует парочку необычных и дерзких приемов, которые если не удивят, то заставят улыбнуться.

То, что ведущие политические фигуры страны предстают в фильме в негативном ключе, а экс-президент США Джордж Буш-старший выглядит и вовсе провинциальным простаком, вряд ли кого-то может удивить, но заставляет вновь приподнять шляпу перед режиссером. «Власть» весьма смотрибельна и остра, но по большому счету выезжает на актерском составе, вишенкой на которой является Бэйл.

Резюме

Адам МакКей снял добротное кино, но до «Оскара» за лучший фильм ему как Кристиану Бэйлу — до звания бездарного актера. Британец, к слову, вместе с Рами Малеком — главные фавориты на премию за лучшую мужскую роль. Против Бэйла говорит тот факт, что в прошлом году «Оскар» уже давали крепко загримированному Гари Олдману в образе Уинстона Черчилля, а также сила конкурента. Номинирован на премию Американской академии и Сэм Рокуэлл, который зажег в прошлом году на долгожданный «Оскар», но напомним, что в номинации на лучшую мужскую роль второго плана фигурирует Махершала Али, игра которого как звон коровьего колокольчика в 7-й симфонии Шостаковича. Однако без статуэтки «Власть», как видится, не останется. Картина практически точно получит награду за лучший грим и прически, как это произошло в 2018-м с «Темными временами» за воссоздание Черчилля.

«Черная пантера»

Все, чего вы ожидаете от комикс-фильма, вы увидите и в картине Райана Куглера. Множество эпичных сцен и батальных сражений, пафосные герои и речи, неплохой живой юмор и, само собой, предсказуемый сценарий. «Черная пантера» мало чем отличается от представителей жанра, за исключением того, что в центре внимания — африканское сверхтехнологичное государство, пытающееся тихо-мирно существовать в изоляции от всего мира под мудрым правлением темнокожего лидера-супергероя, но вынужденное вступить в борьбу со злом, жаждущим покорить планету.

Любопытно, что чуть ли не самым слабым местом у «Пантеры» являются визуальные эффекты — главная коронка комикс-фильмов. Картина Куглера даже не попала в список номинантов в этой категории, в которой, к слову, главный фаворит — другой марвеловский проект — «Мстители: Война бесконечности».

Резюме

«Черная пантера» собрала семь номинаций на «Оскар», большая часть из которых — звуковые. Кроме того, лента представлена в категориях «Лучший фильм», «Лучший дизайн костюмов» и «Лучшая работа художника-постановщика». Наиболее ощутимые шансы «Пантера» имеет на победу в номинациях за лучший саундтрек и работу художника-постановщика, но в последней категории представлена и «Фаворитка», чьи претензии на награду не менее обоснованы. Вероятно, что академики не решатся обидеть представителя Ваканды и порадуют создателей хотя бы одной статуэткой.

На что обратить внимание

Ни в коем случае не обходите стороной категорию «Лучший фильм на иностранном языке», которая традиционно не слабее основной номинации. Компанию волшебной «Роме» здесь составляют «Холодная война» лауреата «Оскара» Павла Павликовского, «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды, удостоенные «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, трогательный «Капернаум» ливанского режиссера Надин Лабаки, взявший две ветви в Каннах, а также «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка, побеждавшего в этой номинации с «Жизнью других» 12 лет назад.

«Остров собак»

Заслуживает внимания и категория «Лучший анимационный фильм», где представлены как минимум две жемчужины: «Человек-паук: Через вселенные», которого зрители уже называют лучших Спайдерменом всех времен, а также колоритный и сильный «Остров собак» Уэса Андерсона, который также поборется в номинации «Лучший саундтрек». 

В общем, у вас еще есть время наверстать упущенное, познакомиться с главными фильмами прошлого года и претендентами на заветную награду в кинематографе и составить свое представление о номинантах. Поспешите!

Материал на Яндекс.Дзен


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter