Интим Берлина

Берлинская фестивальная драматургия всегда рассчитана до мелочей, и ей чужды экстравагантные киносенсации.
Берлинская фестивальная драматургия всегда рассчитана до мелочей, и ей чужды экстравагантные киносенсации.

Как признался мне один из белорусских журналистов, посетивший немецкий кинофестиваль в этом году: "Звезды кино теплолюбивы, любят море и солнце, поэтому охотно посещают Канны, а в Берлин приезжают редко". Пожалуй, с этим можно согласиться, если понимать, что любой фестиваль - это прежде всего сейшн для светских львов.

В Берлине в наибольшей мере, чем на других фестивалях, представлены фильмы категории "не для всех". В разные годы призерами здесь становились Бергман, Антониони, Поланский, режиссеры "новой волны" - Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо и Клод Шаброль. По политическим соображениям СССР впервые заявил о себе в конкурсе Берлина только в 1974 году, и с тех пор обладателями призов были Лариса Шепитько ("Восхождение"), Глеб Панфилов ("Тема"), Марлен Хуциев ("Бесконечность"), Вадим Абдрашитов ("Пьеса для пассажира", "Слуга"), Кира Муратова ("Астенический синдром").

В этом году в конкурсе Берлинского кинофестиваля было 23 фильма, среди которых - ни одного российского, не считая внеконкурсных, в их числе - режиссерский дебют Ренаты Литвиновой и новенькое кинопроизведение Карена Шахназарова. "Беларусьфильм", понятно, не выставил свою продукцию в Германии.

В течение 12 дней на 51-м берлинском киномарафоне показали всего около 300 фильмов. Как всегда за пару часов до открытия перед кинодворцом на площади собралась толпа в основном молодых людей, чтобы хоть краешком глаза увидеть своих кумиров. По "берлинской лестнице" в этом году шествовали такие звезды, как Энтони Хопкинс, Кейт Уинслет, Жульет Бинош и Шон Коннери. Ждали красавца Пирса Броснана, но тот не смог прилететь. Как раз в эти дни г-н Броснан готовился стать отцом. Открывал фестивальный кинопоказ фильм французского режиссера, постановщика "Имени Розы" Жан-Жака Анно - "Враг у ворот". Фильм повествует о противостоянии двух снайперов - русского и немецкого, в дни Сталинградской битвы. Произведение с многоуровневым исследованием проблемы. Любопытно, что эта картина Анно - самая дорогая в истории Европы, она обошлась в 90 млн. долларов. И еще одна деталь. В роли советских солдат были заняты около 5 тысяч статистов. Многие из них - наши бывшие соотечественники, живущие теперь в Германии. Непредсказуемы повороты истории...

В основном в конкурсной программе за награды между собой бились азиатские, европейские и американские кинопроизводители.

Довольно неожиданно главный приз 51-го Берлинского кинофестиваля завоевала одна из самых противоречивых лент конкурсной программы - англоязычная "Интимность" французского режиссера Патриса Шеро. Награждение этой ленты именно в Берлине подтверждает наметившуюся в последние два года тенденцию в мировом кино как бы "новой сексуальной революции". После первого показа "Интимности" разгорелась жаркая дискуссия по поводу секса в кино. Шеро был вынужден доказывать: "Только из-за того, что 35 минут фильма посвящены интимным отношениям, это не значит, что он рассказывает о сексе. Я хотел показать, как это может быть прекрасно... Но я ненавидел бы этот фильм, если бы у героев были идеальные тела". Кстати, новозеландская актриса "Интимности" Керри Фокс удостоена премии за лучшую женскую роль, а еще картина отмечена наградой "Голубой ангел". Итак, спустя 6 лет - со времени лауреатства "Приманки" Бертрана Тавернье - французы шествуют в Берлине, что является своеобразным вызовом американскому кино. Последнее осталось на этот раз практически без призов. И это несмотря на то, что председателем жюри был Билл Микэник, прежний глава киногиганта "XX век Фокс".

Уже который год на Берлинском фестивале празднуют свой триумф китайские картины. Специальной премии удостоены "Пекинские велосипедисты" Ван Сяошая и приз за режиссуру взял Линь Чэншэн за "Красоту бетеля". Проекты арт-хауса также не остались без внимания: датская лента Лоне Шерфига "Итальянский для начинающих - Догма 12" удостоена "Серебряного медведя". Эта любовная комедия сейчас с большим успехом проходит по немецкому кинорынку.

На мой взгляд, самая любопытная персона в мировом кино-2001 - это Стивен Содерберг. До нынешнего года он не приобрел авторитета в Голливуде, почти 10 лет снимая фильмы для умной публики, зато получил Золотую пальмовую ветвь в Канне (за "Секс, ложь и видео") и обрел хорошую репутацию после боевиков "Вне поля зрения" и "Англичанин".

Вероятно, ему-таки хотелось попасть в Зал голливудской славы. И вот вам - пожалуйста: всего за год он умудрился выпустить 2 больших социальных фильма ("Эрин Брокович" и "Траффик"), оба номинированы на главный "Оскар" за лучшую картину. Такой чести, когда в пятерку лучших фильмов "Оскара" входят 2 фильма одного режиссера, удостаивался только Фрэнсис Форд Коппола в 1974 году. Причем "Траффик" вообще можно считать главным "оскаровским" хитом.

И теперь я вас спрашиваю: могло ли берлинское жюри обойти этот фильм? Не могло. Лучшим исполнителем мужской роли признан мексиканский актер Беницио Дель Торо за роль в фильме Содерберга "Траффик".

Поддерживая сентиментальный пафос, фестиваль в Берлине, всегда гордившийся своей независимостью от американских вкусов, поощряет номинантов "Оскара" и угадывает его будущих лауреатов. "Оскар" выбирает коммерческие хиты, - писала фестивальная пресса. - Берлинский выбор - также выбор народа".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter