Интересы прошедшего времени

Пытаясь получить чужой долг, «коммерсанты» чуть не разорили предприятие
Пытаясь получить чужой долг, «коммерсанты» чуть не разорили предприятие

В недалеком прошлом многие белорусские предприятия проводили бартерные сделки. Чаще всего для фабрики или завода это была единственная возможность хоть как–то удержаться на плаву. Теперь этот вид сделок в нашей стране запрещен. А вот бывшие специалисты по обменам и взаимозачетам, как призраки из прошлого, появляются на некоторых предприятиях и по–прежнему пытаются применить обесценившиеся навыки.

Счет из прошлого

«Родными сестрами» бартерных сделок были фирмы–однодневки, так называемые финкомпании, с помощью которых ушлые дельцы уходили от налогов, проводя по их документам самые крупные операции.

И вот теперь, спустя несколько лет, когда на предприятии уже, может, и не работают прежние начальники отделов снабжения и сбыта, появляется некий бизнесмен и требует оплату за поставленное когда–то сырье. И документы у него все в порядке: договоры переуступки долга предъявляет, из которых следует, что предприятие с ним не рассчиталось. От повторного платежа предприятие могут спасти только грамотная юридическая служба и безупречное ведение бухгалтерских документов.

В поле зрения сотрудников главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД попал уже не один десяток нечистоплотных дельцов, скупающих по всей стране информацию о «зависших» и спорных долгах, чтобы потом попытаться их «приватизировать». В одном только Бобруйске «специалисты» по старым долгам посетили несколько предприятий.

«Черные наследники»

В 2002 году российский бизнесмен Н. поставил на бобруйское ОАО «Весоприбор» металла на сумму 183 миллиона рублей. Взамен собирался попозже забрать продукцию — весы, которые хранились на складе предприятия до востребования.

Но судьба распорядилась по–иному. Бизнесмен погиб в аварии. Когда дирекция предприятия начала интересоваться, кому отдавать весы, выяснилось, что после гибели коммерсанта его фирма прекратила свое существование. Наследников у бизнесмена не оказалось. В общем, та поставка металла оказалась для «Весоприбора» просто подарком от бывшего партнера по бизнесу. С этого «дара» оставалось лишь заплатить налог.

В этом году, незадолго до истечения срока исковой давности, на предприятии появились минчанин и бобруйчанин, отрекомендовавшиеся руководству «Весоприбора» как «представители многих российских и белорусских фирм». В портфелях у визитеров был комплект документов, из которых следовало, что среди прочего они представляют интересы и погибшего бизнесмена. Юридическая служба «Весоприбора» оценила документы как грубую подделку, и руководство предприятия отказалось выплачивать деньги невесть откуда взявшимся «наследникам».

Другие бы смирились с поражением в нечестной борьбе. Но не таковы «представители многих фирм». Они нашли возможность «доработать» документы и обратиться с иском в хозяйственный суд. На основе изучения документов Могилевский областной хозяйственный суд принял решение в пользу «наследников». Вдохновленные первой победой дельцы начали готовить второе заявление в суд о взыскании штрафа, пени за просрочку платежа, а это еще почти 200 миллионов рублей.

Пан или пропал?

У руководства «Весоприбора» был небольшой выбор: смириться и разориться (при этом 220 человек останутся без работы, а их семьи — без средств к существованию) или бороться.

Директор предприятия Юрий Бегер выбрал второй вариант и обратился за помощью в главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД.

Изучив ситуацию на месте, съездив в командировки в Москву, Смоленск, оперативники узнали много интересного о деятельности «представителей многих фирм». Руководство ГУБОПиК направило в Могилевский областной хозяйственный суд письмо с просьбой приостановить исполнение решения суда до выяснения всех обстоятельств дела.

Фактов, собранных оперативниками, оказалось достаточно, чтобы отдел предварительного расследования УВД Бобруйского горисполкома возбудил уголовное дело в отношении «наследников» за совершение мошенничества. Трое из них уже арестованы и делятся методикой своего «ноу–хау» со следствием.

Сотрудниками следственно–оперативной группы МВД установлено еще несколько участников проекта по разорению предприятия. Но это уже другая история, о которой мы обязательно расскажем, когда придет время.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter