Интересы народа превыше всего

Сегодня Палата представителей отмечает 10-летний юбилей Этому значимому событию будет посвящено торжественное заседание Палаты представителей. В Овальном зале сегодня соберутся депутаты трех созывов Палаты представителей Национального собрания Беларуси, члены Президиума Совета Республики, представители правительства нашей страны, парламентские делегации Российской Федерации во главе со спикером Государственной думы Борисом Грызловым, Кыргызстана во главе с председателем Жогорку Кенеша Маратом Султановым, Украины, Молдовы, Армении, Казахстана, а также дипломаты, руководители средств массовой информации, многочисленные приглашенные. В рамках праздничных мероприятий пройдут и рабочие встречи руководства и депутатов Палаты представителей с коллегами из стран ближнего зарубежья. Накануне 10-летнего юбилея Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир КОНОПЛЕВ дал эксклюзивное интервью “Народной газете”.

— Владимир Николаевич, десять лет назад в Беларуси был создан новый, двухпалатный парламент. Чем это было вызвано и в чем коренные отличия нынешней парламентской системы от существовавшей до 1996 года?
— Действительно, прежний парламент был однопалатным. Он сыграл существенную роль в становлении независимой Беларуси, приняв Декларацию о суверенитете и Конституцию Республики Беларусь. Но в дальнейшем фракционная борьба, личные амбиции части депутатов привели к тому, что работа Верховного Совета стала неэффективной, а законы, которые им принимались, зачастую были оторваны от жизни.
Стране нужен был по-настоящему работоспособный законодательный орган. В соответствии с итогами референдума 1996 года, инициированного Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, был создан двухпалатный парламент — Национальное собрание Республики Беларусь, объединившее в своем составе Палату представителей и Совет Республики. Продуманное разграничение полномочий палат обеспечило более полное представительство всех слоев общества в парламенте. Были учтены интересы органов территориального самоуправления. Принимаемые решения стали более взвешенными, ответственными: проекты законов теперь проходят через двойное “сито” экспертных проверок. Оптимизирована численность парламентариев. Если в состав Верховного Совета входило 260 депутатов, то сегодня в парламенте — 174 человека: 110 депутатов Палаты представителей и 64 члена Совета Республики.
Важно также, что депутаты стали выполнять свои функции на профессиональной основе. По-настоящему заработали постоянные комиссии Палаты представителей. На их долю сегодня приходится основная часть всей законотворческой деятельности, что позволяет снять большинство спорных вопросов еще до начала обсуждения законов в Овальном зале, который благодаря этому перестал быть сценой для политических шоу.
— Соответствовала ли парламентская реформа мировым тенденциям?
— Двухпалатные парламенты сегодня, скорее, не исключение, а правило. В качестве примера можно привести Германию, Италию, Россию, США, Францию, Японию, ряд других стран. В современный период не было случаев перехода от двухпалатного к однопалатному парламенту.
Отвечает мировой практике и порядок формирования Национального собрания. Как правило, нижние палаты парламентов формируются путем всеобщих и прямых выборов. И здесь Палата представителей не исключение. Для верхних палат характерно большее разнообразие, хотя в большинстве стран состав верхней палаты избирается. Причем выборы бывают не только прямыми, но и косвенными, как в Беларуси.
— По какой избирательной системе, на ваш взгляд, должны проводиться выборы в Палату представителей — по мажоритарной, пропорциональной или смешанной?
— Смешанная избирательная система, пожалуй, наиболее сложная, и, поскольку не имеет ярко выраженной социальной позиции, в условиях молодой демократии она просто непонятна избирателю.
На мой взгляд, основной недостаток пропорциональной системы в том, что избиратели ориентируются на хорошо известного партийного лидера, а он приводит к власти людей, которых не знает никто. Причем, и это самое важное, избиратель не может оказывать на них влияния.
Я думаю, что у нас нет повода для отказа от мажоритарной избирательной системы. Во-первых, она проста и понятна. Люди голосуют за каждого кандидата в отдельности. Здесь нельзя спрятаться за лидера. Каждый избиратель видит, чего ты стоишь на деле. В целом эта избирательная система в большей степени, чем другие, отвечает чувству справедливости, свойственному белорусскому народу.
— А почему, кстати, в Беларуси не имеют достаточного политического веса партии? Дело в законодательстве или в чем-то другом?
— По моему мнению, недостаточный вес партий в политической жизни страны связан прежде всего с определенным недоверием граждан к самой идее построения справедливого общества с помощью межпартийной борьбы. Очень часто правящие партии принимают решения в угоду партийным интересам их лидеров, а не народа. На действиях партий сказывается и мелочная борьба группировок, фракций. На сегодняшний день у нас нет партий, которые смогли на деле проявить себя, получить кредит доверия. Как закономерный итог, в Палату представителей действующего сейчас третьего созыва прошли преимущественно беспартийные кандидаты. Вместе с тем в Беларуси существует достаточно эффективная законодательная база для деятельности политических партий. Урегулированы вопросы их создания и функционирования, определен их правовой статус.
— Должны ли существовать фракции в парламенте?
— В практике работы Верховного Совета Республики Беларусь такой опыт был. Однако не могу сказать, что это повышало продуктивность работы парламента. Фракции создавались в первую очередь для пропаганды политических взглядов, лоббирования своих интересов, в том числе и при осуществлении законодательной деятельности.
Слабость политических партий предопределила отсутствие партийных фракций в нашем парламенте. Я думаю, эффективность законотворческой деятельности от этого не снизилась. Существование фракций привело бы к появлению противоречий между фракциями и постоянными комиссиями. В непростой ситуации оказались бы и депутаты — члены фракций, так как необходимость соблюдения партийной дисциплины оказывала бы давление на их позицию. Интересы избирателей при этом с неизбежностью уходили бы на второй план.
Если в будущем появятся сильные партии, они, конечно, в целях усиления своего влияния будут стремиться к созданию фракций. И здесь многое будет зависеть от того, насколько партийные устремления будут соответствовать реальным нуждам народа.
— Парламент во всем мире является политической кузницей кадров. Применим ли этот тезис к Беларуси?
— Депутат не бывает бывшим. Оказанное народом доверие необходимо оправдывать всю жизнь. Многие депутаты первого и второго созывов и сегодня находятся на ответственных государственных должностях. Среди них — помощники Президента Республики Беларусь, члены правительства, послы, руководители областных, городских и районных исполнительных комитетов. Уникальный опыт, который они приобрели в годы работы в Палате представителей, с успехом используется ими в новой деятельности.
— Как вы оцениваете итоги законотворческой деятельности Палаты представителей?
— Считаю, что в целом Палата сумела выполнить поставленные перед ней задачи. Сформирована правовая идеология, обеспечивающая реализацию принципов гуманизма и социальной справедливости. Создана качественно новая законодательная база, учитывающая отечественный и зарубежный опыт. Принято около 1000 законов, и, что особенно важно, мы кодифицировали законодательство по всем важнейшим сферам жизнедеятельности общества, а это 24 кодекса, в том числе Гражданский, Жилищный, Трудовой кодексы, Кодекс о браке и семье и ряд других.
Получили законодательное обеспечение конституционные права и свободы граждан. Создана эффективная система социальной защиты, причем особое внимание уделено социальной поддержке детей, пенсионеров, инвалидов. Депутаты внесли достойный вклад в укрепление законности и правопорядка, усиление борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
Обеспечена законодательная поддержка проводимых в стране преобразований, что позволило не только создать условия для роста экономики, но и приступить к осуществлению крупных социальных проектов, таких, как реформирование систем образования и здравоохранения, возрождение села, развитие малых городов.
Главный итог — мы прошли стадию становления, в стране создан дееспособный, эффективный парламент. У нас наработан колоссальный опыт законотворческой деятельности, опыт работы с избирателями, взаимодействия со всеми ветвями власти, есть четкое видение проблем и перспектив. И есть уверенность в том, что задачи, которые ставит перед нами страна, будут решены.
— На каких вопросах будет сконцентрирована работа Палаты представителей в перспективе?
— Работа Палаты представителей, как и всех других государственных органов, сегодня подчинена принципу “Государство — для народа, для человека”, направлена на выполнению задач, поставленных перед парламентом третьим Всебелорусским народным собранием. А если более конкретно, то будет продолжена законотворческая деятельность по усилению социальной направленности законодательства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, охраны материнства и детства, других сферах жизнедеятельности общества и государства.
Предстоит большая работа по созданию условий для развития инновационной экономики, малого и среднего предпринимательства, обеспечения энергетической безопасности страны, создания привлекательного инвестиционного климата. Важным направлением остается борьба с коррупцией, бюрократизмом во всех его проявлениях.
— Палата представителей принимает законы, регулирующие самые разные сферы общественной жизни. Очевидно, что депутат не может одинаково хорошо разбираться и в финансах, и в медицине, и в правоохранительной тематике. Из чего складывается та или иная позиция депутата при голосовании? Есть ли у депутатов штат советников и консультантов, как это практикуется в некоторых странах?
— Конечно, депутат не может быть профессионалом сразу во всех сферах. Нельзя объять необъятное. Но организация деятельности Палаты представителей поставлена таким образом, чтобы каждый депутат мог досконально разобраться в вопросах вынесенных на рассмотрение. Принятию любого законопроекта предшествуют кропотливый труд в постоянных комиссиях с разработчиками законов, экспертами, проведение выездных заседаний. Кроме того, большинство депутатов имеет огромный опыт практической работы в различных органах власти. Многие из них были руководителями крупных предприятий, учреждений. К тому же значительная часть депутатов работает в Палате представителей уже не первый созыв. За это время они успели не только детально изучить вопросы законотворческой деятельности, но и глубоко вникнуть в суть вопросов, подлежащих законодательному регулированию. А если нужно, для депутатов проводим учебу с привлечением специалистов, ученых, практиков. Но самое главное — народные избранники, принимая решение, прежде всего, руководствуются интересами избирателей.
Что касается второго вопроса, то должен отметить: работа нашего депутатского корпуса организована не хуже, чем в других странах. Для обеспечения тесной связи с избирателями, получения квалифицированных консультаций, решения других вопросов депутат может иметь до пяти помощников, двое из которых работают на постоянной основе, а трое — на общественных началах. Кроме того, деятельность Палаты представителей обеспечивает Секретариат, а это десятки компетентных юристов, аналитиков, экспертов, хорошо знающих как законодательство, так и конкретные сферы общественной жизни.
— Не является ли работа с наказами избирателей пережитком старой системы? Много ли обращений поступает к депутатам? Какова эффективность работы депутатов в этом направлении?
— Я согласен: “наказы избирателей” — это действительно анахронизм. В современной парламентской терминологии отсутствует такое понятие. Сегодня налажена четкая постоянная связь избирателей с депутатами. Что же касается права граждан на обращение, то это одно из наиболее важных конституционных прав, которое активно реализуется нашими избирателями.
Вот только несколько цифр. Только с начала 2006 года состоялись 6103 встречи депутатов Палаты представителей с трудовыми коллективами и населением, проведено 3028 приемов граждан, на которых принято 30180 избирателей, рассмотрено 30206 обращений граждан.
Обращения граждан — своеобразное “зеркало”, отражающее все острые проблемы общества, что позволяет нам проверять эффективность законодательства и формировать предложения по его совершенствованию.
— Закон о коррупции — пример того, как иногда трудно проходят законопроекты через парламент. Можно ли вообще создать закон, который позволил бы от этого явления?
— Действительно, этот закон прошел через серьезные испытания. Его проект рассматривался в Палате представителей несколько раз, отправлялся на доработку. Споры депутатов вызвало уже само определение понятия “коррупция”. В самом деле, если коррупция — это незаконное использование служебного положения, то выгода не обязательно будет ограничиваться получением денег или иного имущества. Она может проявляться в незаконном получении услуг различного рода, в покровительстве или лоббировании интересов.
Коррупция многолика, а с развитием новых форм собственности, усложнением экономических процессов сфера ее проявлений еще более расширяется. Возрастает и ее способность к мимикрии. Неизменным остается одно — коррупция, как ржавчина, разъедает государственный механизм и деморализует общество. Мы должны решительно реагировать на любые ее проявления, оперативно вносить необходимые изменения в законодательство, призванное пресекать это зло.
Можно ли создать закон, который поможет полностью победить коррупцию? Мировая практика свидетельствует, что это пока нереально. Но это зло можно держать под постоянным контролем, сведя его проявления к минимуму. Что для этого нужно сделать? Во-первых, сформировать четкую законодательную базу, прежде всего в экономической сфере, обеспечить прозрачность принятия любых решений. Во-вторых, законодательство должно быть системным, сбалансированным и непротиворечивым. В-третьих, на любые коррупционные проявления государство реагировать должно максимально жестко.
В этом направлении многое уже сделано. Кроме Закона о борьбе с коррупцией приняты законы “О государственной службе в Республике Беларусь”, “О международной правовой помощи по уголовным делам”, ратифицирован ряд международных конвенций, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями. Готовится к принятию проект Закона “О борьбе с организованной преступностью”. Находится на рассмотрении законопроект, предусматривающий корректировку Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов, усиливающий ответственность за преступления, связанные с коррупцией.
— Что мешает эффективной борьбе с бюрократизмом? Что уже сделано парламентом для внедрения в жизнь принципа “одного окна”?
— Бюрократизм не меньше, чем коррупция, вредит авторитету власти, мешает жить людям. Начало наведению порядка в этой сфере положили указы главы государства, призванные реализовать заявительный принцип “одного окна”, а также принцип “служебного сотрудничества” между государственными органами и организациями.
В эту работу включился и парламент. В 2006 году принят Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам организации работы с гражданами”. В настоящее время идет разработка концепции законопроекта “Об основах административных процедур”, который учтет практику применения указов Президента Республики Беларусь и позволит обеспечить единство требований, предъявляемых к обслуживанию граждан и организаций.
И все же следует признать, что на законодательном уровне сделано далеко не все. На практике это приводит к проявлениям бюрократизма, волокиты со стороны чиновников. Люди теряют много времени и сил на решение простых вопросов. Поэтому наши усилия будут направлены на сокращение и упрощение административных процедур, их систематизацию.
Да, в последнее время депутаты выдвинули ряд инициатив, направленных на решение этой проблемы. Как пример реагирования на требования избирателей отмечу инициативу группы депутатов по подготовке проекта закона о защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Но работа в этом направлении предстоит еще большая.
— Порой приходится слышать, что те или иные проблемы не решаются только потому, что нет закона. Насколько долог путь от начала разработки закона до его принятия? Не бывает ли так, что пока закон готовился, основные его положения уже устарели?
— Оперативность принятия законопроекта определяется не только самой законодательной процедурой, но и качеством внесенного проекта, характером, сложностью, новизной регулируемых правоотношений, заинтересованностью органов, участвующих в работе над законопроектом.
Принятие закона — это сложный творческий процесс, требующий огромного напряжения интеллектуальных сил, наличия профессиональных навыков. В самом деле, согласовать интересы различных социальных слоев и групп общества, общегосударственные интересы с интересами отдельных регионов, текущие интересы с долговременными — непросто.
Законотворчество — деятельность, не допускающая суеты и поверхностного подхода. Поспешность при подготовке законопроектов оборачивается правовыми ошибками, приводит к непрогнозируемым последствиям. Закон должен разрабатываться ровно столько, сколько нужно для его качественной подготовки. Важно, чтобы разрабатываемый закон органически вошел в правовую систему, чтобы его нормы были согласованы со всей существующей законодательной базой. Иначе противоречий или дублирования не избежать.
В то же время мы учитываем и фактор времени. В практике нашей работы были случаи, когда уже внесенные в Палату представителей законопроекты серьезно дорабатывались как раз для того, чтобы привести их в соответствие со временем, чтобы они не потеряли актуальности.
— Как известно, абсолютное большинство парламентариев Беларуси и России отличает единство подходов к решению вопросов создания Союзного государства. Почему же интеграционные процессы идут не так быстро, как хотелось бы?
— На самом деле депутаты Беларуси и России прилагают немалые усилия в деле строительства Союзного государства, активно участвуют в развитии всестороннего сотрудничества наших стран. Союзное государство, формирование которого началось практически сразу после создания белорусского парламента, с самых первых этапов стало заметным геополитическим образованием, заставило мировое сообщество учитывать этот фактор при определении своей политики по отношению как к Беларуси, так и к России. Однако следует напомнить, что ломать гораздо проще, чем строить. Что тут скрывать, имеются и определенные силы и в Беларуси, и в России, а в первую очередь — на Западе, которым невыгодно создание мощного и независимого Союзного государства. Им бы хотелось видеть наши страны разобщенными, слабыми и подконтрольными. Но согласитесь: тот факт, что имеются силы противодействия, красноречиво свидетельствует, что мы находимся на правильном пути.
— Готов ли Конституционный акт Союзного государства к подписанию? Что тормозит его принятие?
— Работа по подготовке проекта Конституционного акта практически завершена. Совместная белорусско-российская комиссия признала его в целом юридически проработанным. В то же время остался ряд вопросов, решение которых находится в компетенции глав наших государств. Это вопрос о порядке принятия решений Советом Министров Союзного государства. Белорусские депутаты настаивают на закреплении принципа “одно государство — один голос”. Российская часть комиссии, в свою очередь, полагает, что повышению эффективности деятельности Совета Министров будет содействовать принцип принятия решений большинством голосов.
Заслуживает внимания и предложение российской стороны о согласовании назначения Председателя Совета Министров с парламентом Союзного государства. По этим и некоторым другим позициям решение примет Высший государственный совет Союзного государства.
— Ваш прогноз: будет ли в следующем году референдум по Конституционному акту?
— Хотелось бы, чтобы процедура по одобрению Конституционного акта на референдумах двух братских народов была пройдена в самые короткие сроки. Однако не следует забывать, что этот документ закладывает фундамент будущего Союзного государства и его подготовка не должна идти в спешке. Этот процесс должен продвигаться с той скоростью, которую диктуют реально существующие объективные условия и обстоятельства. Отмечу лишь, что некоторые противники строительства Союзного государства, ссылаясь на российское законодательство, заявляют о невозможности проведения референдума в год проведения выборов депутатов Государственной думы и избрания Президента Российской Федерации. То есть его принятие откладывают до 2009 года. Однако в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации “О референдуме в Российской Федерации” данная норма российского законодательства не действует в случае, если обязательное вынесение на референдум нормативного акта предусмотрено международным договором Российской Федерации. Договор о создании Союзного государства прямо это и предусматривает.
— Чем объясняется разноскоростное движение парламентов Беларуси и России при ратификации союзных договоренностей?
— Действительно, Республика Беларусь уже выполнила необходимые внутригосударственные процедуры по всем четырем соглашениям о равных правах граждан, подписанным в январе 2006 года в Санкт-Петербурге. Это соглашения о сотрудничестве в области медицинского обслуживания, социального обеспечения, трудоустройства и налогообложения, свободы перемещения граждан и выбора места жительства.
Российская Федерация пока отстает. Но говорить о том, что кого-то что-то в них не устраивает, нет оснований. Все соглашения до подписания прошли серьезную экспертизу в соответствующих министерствах обоих государств. Просто в России процесс выполнения внутригосударственных процедур, в том числе прохождения законопроектов о ратификации международных договоров через палаты Федерального собрания, всегда более длительный по времени, чем в белорусском парламенте. Но работа ведется. В частности, соглашение, касающееся социального обеспечения граждан, ратифицировано Государственной думой, одобрено Советом Федерации и утверждено Президентом Российской Федерации.
— Каковы общие итоги международной деятельности Палаты представителей?
— За прошедшие десять лет сформирован достойный образ белорусского парламента на международной арене. Мы сделали все для укрепления суверенитета Беларуси и ее внешних позиций, смогли продемонстрировать международному сообществу возможности белорусского парламента в реализации внешнеполитического курса нашей страны, его надежность как партнера при решении самых сложных проблем.
Нам удалось установить прочные контакты с большинством парламентов мира, наладить плодотворные связи с международным парламентским сообществом. В Национальном собрании Республики Беларусь 43 группы дружбы работают на дальнейшее развитие межпарламентских связей. Работа каждой такой группы — это непосредственное общение белорусских и зарубежных парламентариев, в благодаря которому намного проще решаются актуальные вопросы нашего сотрудничества с иностранными государствами.
Депутаты Палаты представителей активно участвуют в работе более десяти межпарламентских организаций, среди которых Межпарламентская ассамблея СНГ, Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества, Парламентская ассамблея ОБСЕ, парламентская структура Центральноевропейской инициативы, Межпарламентская ассамблея православия. Год назад наш парламент получил статус наблюдателя в Парламентской ассамблее Черноморского экономического сотрудничества.
Депутатский корпус нацелен на развитие активного сотрудничества с парламентами государств Движения неприсоединения, растущее влияние которого доказывает, что большинство стран планеты не приемлет модель однополярного мира.
Мы всегда открыты для сотрудничества как на двусторонней основе, так и в рамках межпарламентских организаций и приветствуем все встречные шаги наших традиционных и новых партнеров, всех, кто уважает суверенитет и выбор Беларуси.
— Уважаемый Владимир Николаевич, что бы вы хотели пожелать нашим читателям в преддверии Нового года?
— Ярких, незабываемых, праздничных дней. Пусть Новый год принесет читателям “Народной газеты”, всем гражданам нашей страны счастье, здоровье, удачу. От всей души желаю, чтобы и в новом году благополучие каждой белорусской семьи неуклонно повышалось, народ уверенно смотрел в будущее, наша родная Беларусь процветала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter