Интересы элиты и интересы народа

То, что украинское общество расколото и ситуация сегодня там чрезвычайно тревожная, конечно, не может радовать настоящих друзей Украины.

То, что украинское общество расколото и ситуация сегодня там чрезвычайно тревожная, конечно, не может радовать настоящих друзей Украины.

Россия не скрывает, что вместе с Украиной она геополитически сильнее, а многие россияне искренне озабочены российско-украинскими конфликтами и тем, что происходит сегодня на майдане. Сумеет ли Украина после  несостоявшегося в Вильнюсе подписания Соглашения об ассоциации с ЕС  избежать политического кризиса? Действительно ли раскол может привести к гражданской войне, как утверждают некоторые аналитики? Как аукнется  миру такое развитие событий? Об этом «СВ» спрашивала политолога, доктора военных  наук, первого вице-президента Академии геополитических  проблем Константина СИВКОВА.

– В чем, на ваш взгляд, заключается главная интрига Вильнюса? Это геополитический провал европейской стратегии движения на восток?

– Это безусловный провал геополитики Запада, который сейчас терпит одно поражение за другим. Первое состоялось в Ираке и Афганистане. Американцы вынуждены были покинуть Ирак, а сейчас покидают  Афганистан. Вторым поражением можно считать неудачную попытку установить контроль за ресурсами нефти посредством так называемой мягкой силы, что привело к «арабской  весне» и результатам, которые  совсем не планировали США. А еще можно вспомнить провалы западной стратегии в Египте и Сирии. То, что сейчас уничтожается химическое оружие Сирии и мир склоняется к более здравому сценарию, – это отнюдь не успех, а провал США. Распространение Евросоюза на Украину имеет исключительно важное значение для Запада в плане создания санитарного кордона против России. Реализация геополитической концепции  Маккиндера «Петля анаконды», придуманной в начале  прошлого века, в соответствии с которой следует оттеснить Россию от морей и так называемых цивилизованных стран, вновь провалилась. Все это и объясняет ярость европейских политиков и их открытое вмешательство в дела суверенной Украины, что мы и наблюдаем сегодня на майдане. Поэтому мы можем говорить о том, что это, безусловно, тяжелое поражение Запада, но это не успех ни России, ни Януковича. Янукович был вынужден отказаться от подписания соглашения именно потому, что четко понимал тяжкие последствия ассоциации с ЕС для Украины. Евросоюз выставил буквально кабальные условия. Жесткие требования по  резкому повышению тарифов ЖКХ, цен на  энергоносители и на товары первой необходимости на  фоне замораживания размеров доходов населения. При этом ЕС не  предложил никаких финансовых средств, чтобы  компенсировать Украине переход на евростандарты. А разговор идет ни много ни мало о 165  млрд евро. Конечно, Евросоюз не готов выделить такую гигантскую сумму. Поэтому, по всей видимости, сейчас там идет банальный торг: сколько ЕС  даст Украине за то, чтобы она стала ассоциированным членом. Для ЕС это очень важно, потому что следующим ходом будет размещение на ее  территории баз НАТО.

– Не будем  скрывать – России результат Вильнюса выгоден в свете концепции Евразийского союза. Но можно ли  рассматривать президента Украины в качестве надежного потенциального партнера, если  вспомнить сцену, показанную  по всем телеканалам, где он  жалуется президенту Литвы и канцлеру Германии на Россию? Что будет в марте, если Евросоюз вернется к этому вопросу?

– Безусловно, если Европа пересмотрит условия торга, то украинская элита пойдет на подписание соглашения, в этом я нисколько не сомневаюсь. Если, по моим оценкам, Европа даст хотя  бы  20–30  мдрд евро, уже этого в принципе будет достаточно для того, чтобы на фоне инспирированных на территории Украины массовых выступлений за евроинтеграцию Янукович подписал это соглашение.

– Как, на ваш взгляд, должна вести себя сегодня Россия, чтобы удержать Украину в зоне  своего  если  не  влияния, то  партнерства и сотрудничества?

– Мы должны предложить четкую и ясную концепцию создания Евразийского  союза, чтобы  элита и народ Украины четко представляли  свою роль в этом объединении и знали свои выгоды: к примеру, обеспечение  стабильности, оживление производства и прочее. В экономическом отношении во главу угла должны быть поставлены  интересы интеграции постсоветского пространства, в первую очередь интеграция славянских народов. И в этих условиях в Украину должен продаваться газ, нефть и другие ресурсы, в которых заинтересована Украина, по ценам, которые могут привлечь сильнее, нежели вступление Украины в ЕС. При этом Россия, может быть, даже в ущерб собственным монополиям могла бы закупать в более масштабных объемах технику, производимую в Украине, с целью оживления этого производства и привязки его к единому промышленному  комплексу интегрирующихся стран. И, наконец, на  политическом уровне Россия должна вести себя так, как Евросоюз: оказывать всемерную материальную поддержку тем политическим партиям и движениям, в первую очередь в Восточной Украине, Крыму, которые занимают пророссийскую позицию.

– Как вы прогнозируете события в Киеве, будет ли конфликт развиваться? Выльется ли он, как  предполагают некоторые аналитики, в гражданскую войну или понемногу сойдет на нет?

– Предполагаю, что конфликт будет подогреваться западными  политиками по трем направлениям: инспирирование массовых выступлений населения на улицах Украины, оказание давления на руководство Украины и сильный прессинг руководства России. Таким  образом, Европа рассчитывает добиться вхождения Украины ассоциированным членом в  ЕС. Следствием чего станет  жутчайшее ухудшение условий жизни в Украине для простого населения. И на этом фоне, вполне возможно, начнутся массовые выступления, особенно в восточных областях. Следствием может стать конфликт между западной и восточной частями страны, вплоть до разделения Украины. При этом велика вероятность того, что в  этот конфликт могут, под тем или иным предлогом, вмешаться натовские войска. Этого тоже нельзя исключить. Далее начнется интернационализация конфликта, его серьезнейшее обострение. Учитывая тот факт, что украинское население родовыми связями связано с населением России, есть  большая вероятность втягивания в этот конфликт России.

– Хорошо, что это пока всего лишь прогноз. Но в чем вам видится  выход из этой опасной ситуации?

– Самым простым выходом было бы провести референдум. Можно не сомневаться, что сторонников евроинтеграции будет существенно меньше, чем сторонников сближения с Россией. Но Янукович на это не идет, и не идет по одной причине: в этом случае он себе обрубает всякие шансы вернуться в ЕС. А туда ему очень хочется, как и всей украинской элите, потому что там проще беречь свои состояния.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter