Максим Лисицкий процесс «привыкания» Запада к нам оценивает не по эмоциям и впечатлениям, а по конкретным цифрам. В частности, недавно для «Райффайзен-Лизинг» был увеличен лимит на финансирование отрасли автомобильных грузоперевозок — на 15 млн евро. Много или мало? Ну, это как посмотреть. Общие активы лизинговой компании — 150—160 млн евро, из них 25 млн «лежит» в сегменте грузоперевозок. Благодаря свежим инвестициям этот показатель увеличился сразу на 60%. А это свидетельствует о вполне высоком доверии головного офиса австрийского «Райффайзен» к перспективам белорусской экономики.
С точки зрения спроса 15 млн евро не такая уж и большая сумма. Заместитель генерального директора ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Наталья Высоцкая в общих чертах обрисовала ситуацию в отрасли. Она приходит в себя после кризиса 2013—2014 годов, в 2016-м объемы перевозок выросли на 17%, экспорт — на 5%. Но тарифы продолжают оставаться до безобразия низкими. Поэтому существенно замедлилось обновление парка. Если доля в нем новых автомобилей — до 3 лет — еще несколько лет назад составляла 42%, то сейчас — 13%. Причем классу «Евро-6», который вступил в силу в ЕС в позапрошлом году, соответствует только 2% машин. А Европа — одно из самых маржинальных направлений. И упускать ее нельзя. Тем более в спину дышат конкуренты: Прибалтика и Польша. Там на «Евро-6» уже перевели 10—15% тягачей. Пока позиции наших перевозчиков на международных трассах удерживает квалифицированный персонал.
Однако, как ни парадоксально это звучит, грамотные водители являются и конкурентным преимуществом, и головной болью. Первый заместитель генерального директора ОАО «Белмагистральавтотранс» Александр Зенькевич признался: квалифицированные кадры с удовольствием переманивают конкуренты и на Востоке, и на Западе. Словом, чтобы не потеряться на рынке, нашим компаниям необходимо активно обновляться и приобретать минимум 1,5 тысячи тягачей в год, что требует 120—150 млн евро заемных ресурсов, если ориентироваться на класс «Евро-6». И в этом разрезе дополнительные лимиты «Райффайзен-Лизинг» кажутся не такими уж и большими.
Впрочем, самым принципиальным вопросом является цена денег. Скажем, для поляков лизинг обходится в 2—3% годовых. По словам Александра Зенькевича, нашим компаниям приходится платить 10—15% и все 20%, если приобретаются подержанные машины. Пока у «Райффайзен-Лизинг» одно из самых «вкусных» предложений — 8,5%. Но все равно многовато для конкуренции с Западом. «Хотя бы 6%», — понадеялся Александр Зенькевич. Если не в этом, то в следующем году.
Управляющий директор «Райффайзен-Лизинг Интернешнл» Михаэль Хакл, который специально приехал лично познакомиться с нашей действительностью, ответил уклончиво. Как и его белорусские коллеги. «Да» или «нет» — будет зависеть от макроэкономической стабильности. Михаэль Хакл констатировал: «Последние годы страна демонстрирует стабильность, невзирая на турбулентность в соседних государствах». Это и сыграло главную роль в «игре» «Райффайзен» на нынешнее понижение ставок. По интонации австрийского менеджера ощущалось: тренд будет продолжаться и дальше, если белорусский финансовый рынок будет спокоен. В принципе, он подтвердил перспективность нынешнего белорусского курса: главное не рост, а стабильность. Только тогда поплывут иностранные инвестиции, которые могут обеспечить увеличение ВВП.