Интеллект не подведет

Чем определяется богатство страны и ее народа? Природными ресурсами? Количеством денег на счетах отечественных компаний и частных лиц? Множеством заводов? Экономисты скажут, что все это так же, как и многие другие составляющие, входит в понятие "национальное богатство".
Чем определяется богатство страны и ее народа? Природными ресурсами? Количеством денег на счетах отечественных компаний и частных лиц? Множеством заводов? Экономисты скажут, что все это так же, как и многие другие составляющие, входит в понятие "национальное богатство". Однако в современной экономике на лидирующие позиции выходят те компании и государства, которые делают ставку на интеллектуальный капитал. Именно такую стратегию национального развития выбрала Беларусь. Президент не раз подчеркивал, что нам надо строить экономику, основанную на знаниях. Ведь с данной точки зрения Беларусь - богатейшая страна в мире.

Об этом свидетельствует и то внимание, которое уделяет нам ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности. Завтра с Генеральным директором ВОИС господином Камилем Идрисом встретится Президент.

Что может предложить миру белорусский интеллект и что мы можем взять из накопленного мирового опыта в этой сфере, рассказывает в интервью "СБ" помощник Президента Валерий ЦЕПКАЛО.

- Валерий Вильямович! Что скрывается под понятием "интеллектуальная собственность", без которого не обходится ни один прогноз о будущем страны?

- По большому счету, это идеи и знания, которые занимают все более важное место в международной торговле. Основную стоимость новых медицинских препаратов, программного обеспечения, высокотехнологичного оборудования составляют содержащиеся в них изобретения, инновации, исследования, промышленный дизайн и результаты испытаний, а не металл, пластик или бумага, из которых изготовлен продукт. Совокупная стоимость всех национальных патентов, торговых марок, авторских прав в развитых странах может составлять значительные объемы - до половины всех национальных активов.

Интересная цифра: в 1982 году доля основных фондов (здания, сооружения, производственное оборудование) в общей стоимости американских корпораций составляла 62 процента, а в 2000 году эта доля сократилась почти до 30 процентов. Стоимость же основных фондов в компаниях, занятых производством программного обеспечения, составляет порой не более 5 - 6 процентов от их рыночной стоимости. Таким образом, патенты, авторские права, торговые марки, торговые секреты являются важнейшей составной частью ценности компании.

Изобретателям должно быть дано право (и в развитых странах так оно и есть), чтобы их изобретениями, дизайнерскими или иными решениями не могли пользоваться другие. Эти права известны как "интеллектуальная собственность". Они имеют различные формы. Например, книги, картины, фильмы или компьютерные программы подпадают под авторские права. Изобретения могут быть запатентованы, а название товаров и логотипы зарегистрированы как торговые марки.

Признание и достойное вознаграждение за изобретение или творческую работу стимулируют дальнейший поиск и творческую деятельность, которые, в свою очередь, способствуют экономическому росту.

В свое время, когда СССР еще конкурировал с США в области создания программного обеспечения, текстовый редактор "Лексикон", в создании которого принимали участие и белорусские программисты, был более популярным и удобным чем "Майкрософт ворд". Но за продукт американской компании платили, а за советский продукт платить никому не приходило в голову. В результате одна из компаний стала мировым лидером в области создания информационных технологий, а другой компании уже давно нет.

Таким образом, значительным препятствием в области эффективного использования интеллектуальной собственности для развития экономики является отсутствие у нас традиций уважительного отношения к результатам умственного труда. Часть населения еще не воспринимает авторские права как чью-то собственность.

Известен пример японца Сакичи Тойоты, который получил патент на модифицированную версию токарного станка, уже использовавшегося в Европе. Американская компания "Плат Бразерс" заключила с Тойотой договор о коммерциализации данного изобретения и продажи этого типа ткацкого станка не только в Японии, но и в США, и в Китае. Заработав 100.000 фунтов, Тойота принял решение основать автомобильную компанию, продукция которой завоевала сегодня весь мир. Это иллюстрация того, как конкретный гражданин, включив интеллектуальный продукт в экономический оборот, стал основателем целой отрасли в своей стране.

Как видим, интеллектуальная собственность является тем мощным инструментом для экономического развития и создания общественного богатства, который нам еще предстоит задействовать в полной мере.

- Защита интеллектуальной собственности имеет значение не только для конкретного изобретателя, но и для государства?

- Действительно, отлаженная система защиты интеллектуальной собственности является ключевым элементом и в поощрении прямых иностранных инвестиций.

Так, Индия добилась устойчивого экономического роста после проведения реформы по патентам и торговым маркам в начале 1990 годов. В результате реформы только экспорт программного обеспечения составляет в Индии 10 - 12 миллиардов долларов в год, что в 3 раза выше российского экспорта вооружений. Впечатляющих успехов в области прямых иностранных инвестиций добилась Бразилия после принятия закона о промышленной собственности, в результате чего общий объем зарубежных инвестиций увеличился с 5 миллиардов долларов в 1996 году до 33 миллиардов в 2000 году.

Беларусь уже присоединилась ко многим международным соглашениям и конвенциям, регулирующим отношения по поводу интеллектуальной собственности. Внутреннее законодательство в этой области постепенно приводится в соответствие с международными требованиями.

Вместе с тем серьезным препятствием на этом пути остается непрозрачность наших систем, связанных с патентованием и регистрацией торговых знаков. Патентные базы данных должны быть прозрачными и доступными, в том числе и через Интернет, прежде всего для привлечения деловых партнеров. Вместо того, чтобы аккумулировать средства для внедрения изобретений, можно их просто выставлять на продажу или для лицензирования. Доходы от предоставления лицензий в мире составили в 2000 году 110 миллиардов долларов (в 1990 году эта цифра составляла 15 миллиардов). А общий объем промышленного производства, например, по американским лицензиям за границей в 2,5 раза превышает товарный экспорт США.

Таким образом, торговля лицензиями на патенты является в мире прибыльным делом. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретение лицензии от 1 до 10 процентов стоимости реализуемой продукции, которая выпускается на основе лицензионных соглашений. В отношении более перспективных и уникальных научно-технических достижений соответствующая доля может достигать 1/3 или даже 1/2 стоимости продукции.

Президент поставил перед наукой задачу самофинансирования. И выполнить эту задачу можно лишь через коммерциализацию изобретений.

Так, исследования, которые проводятся в высших учебных заведениях и академических институтах, имеют своим результатом изобретения, которые могут служить источником получения средств от их продаж. Университеты, получив эти средства, могут их направить на дальнейшие исследования, что способствует и достижению их главной задачи - образованию. Такой цикл дает заметный макроэкономический эффект, включающий уменьшение болезненной для страны "утечки мозгов" и привлечение дополнительных средств в образование.

При условии развития как законодательной базы, так и правоприменительной практики в области защиты интеллектуальной собственности мы можем добиться заметного макроэкономического эффекта. Положительные сдвиги здесь уже есть. Правоохранительные органы Беларуси начинают более активно преследовать нарушителей прав собственности на продукты интеллектуального труда. С другой стороны, компетентные государственные структуры обеспечивают уплату авторам гонораров и вознаграждений за используемые в стране произведения, защищенные авторским правом. Но здесь важны даже не карательные меры государства по отношению к нарушителям, а принятие самим обществом правил цивилизованной игры.

Ведь и у нас самих имеется значительный потенциал в области интеллектуального труда, а его эффективное использование невозможно без защиты возникающих прав собственности. Поэтому соблюдение авторских прав выгодно в долгосрочной перспективе как государству в целом, так и отдельным компаниям и частным лицам.

Потенциал интеллектуальных продуктов для развития наглядно демонстрирует пример хорватской фармацевтической компании "Плива". В свое время эта фирма испытывала значительные затруднения, однако в 1980 году ее исследователи открыли азитромицин - один из наиболее продаваемых сегодня антибиотиков. Лицензия на производство этого лекарства под торговой маркой "Цитромакс" была выкуплена компанией "Пфайзер". Продажи "Цитромакса" в 2000 году составили 1,4 млрд. долларов. Полученные от реализации лицензионного соглашения средства были использованы компанией "Плива" для быстрой экспансии на рынках стран Центральной и Восточной Европы и СНГ.

- Валерий Вильямович! Многие наши производители уже выходят на мировой рынок со своей продукцией, но не все понимают, как важна при этом торговая марка...

- Использование торговых марок становится все более сложной и разнообразной формой интеллектуальной собственности.

В отличие от патентов, которые имеют определенный срок действия (20 лет), или авторских прав, действительных в течение 50 лет, торговые марки могут служить практически вечно. Именно поэтому их рассматривают как важнейший интеллектуальный капитал. Он содействует продажам, укрепляет покупательскую приверженность определенной марке, расширяет и поддерживает долю товаров на рынке. Например, только стоимость торговых марок "Кока-кола" или "Столичная" составляет сотни миллионов долларов.

Представители белорусского бизнеса, на мой взгляд, еще недостаточно используют свои торговые марки для продвижения продукции на внешних рынках. Есть здесь и обратная сторона медали - возможность использования торговых марок известных фирм для развития собственного бизнеса через франчайзинг, который является эффективной деловой моделью во многих странах мира. Например, некий инвестор решает построить отель. Но уверенности в том, что люди будут в нем селиться, у него нет. Тогда он заключает соглашение, скажем, с гостиничной сетью "Хилтон" и использует их вывеску на своем отеле. Естественно, он уплачивает при этом сети определенное вознаграждение, а та, в свою очередь, следит за поддержанием высокого стандарта обслуживания, привлечением клиентов со всего мира через свою сеть продаж. На франчайзинг в США приходится одна треть всех продаж.

- И в заключение вопрос: что надо сделать для интеллектуального бума в нашей стране?

- Президент уже дал поручение о создании национальной стратегии защиты и поддержки интеллектуального труда, которая была бы интегрирована с научной, культурной, торговой, экономической и образовательной политикой государства. Стратегия нацелена на создание системы поддержки и поощрения для изобретателей, ученых и авторов, а также для предприятий и организаций, которые развивают и используют интеллектуальную собственность как фактор своего развития.

Беседовала Нина РОМАНОВА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter