Интеграцию на новый уровень.

30–31 мая в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».

Более 100 специалистов и экспертов, в том числе депутаты Парламентского Собрания, члены Постоянного Комитета Союзного государства, представители министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации обсудили в Санкт-Петербурге актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства.

30–31 мая в Санкт-Петербурге прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства».

В конференции приняли участие более 100 специалистов и экспертов, в том числе депутаты Парламентского Собрания, члены Постоянного Комитета Союзного государства, представители министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти г. Санкт-Петербурга, ректоры российских и белорусских вузов, доктора наук.

Программа конференции включала в себя пленарные заседания и работу четырех секций по следующим темам: “Общие вопросы обеспечения безопасности Союзного государства в современных условиях”; “Актуальные проблемы экологической безопасности Союзного государства и пути их дальнейшего решения”; “Интеграционные процессы в сфере обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства”; “Безопасность общего информационного пространства Союзного государства”.

Участники конференции констатировали, что в изменяющейся геополитической ситуации согласованная совместная деятельность по обеспечению коллективной безопасности государств – участников Договора о создании Союзного государства создает условия для поступательного развития Беларуси и России, имеет особое значение для углубления интеграционных процессов, обеспечивает стабильность в регионе, укрепляет позиции Союзного государства на международной арене.

 Союзное государство – самый успешный интеграционный проект постсоветского пространства

Сергей СТРЕЛЬЧЕНКО, Ответственный секретарь Парламентского  Собрания Союза Беларуси и России:

– Наша конференция прошла в канун очень важной даты. Исполняется двадцать лет со дня установления дипломатических связей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь – 25 июня 1992 года в Минске было подписано Соглашение о белорусско-российских дипломатических отношениях. За эти годы наработан солидный договорной фундамент: заключено и реализовывается более 150 соглашений в области политики, экономики и социальной жизни. Между регионами России и Беларусью заключено 66 долгосрочных соглашений, подписано 250 протоколов о совместных действиях.
На всем постсоветском пространстве только белорусам и россиянам удалось достичь такого высокого уровня взаимопонимания, позволющего находить компромисс во всех самых сложных вопросах диалога. В формате «двойки» мы успешно решаем вопросы военно-политического сотрудничества, создав с Россией единые региональную группировку войск и систему ПВО. Мы единственные на постсоветском пространстве не разделены границей, у нас скоординированная внешняя политика и равные права граждан в выборе места жительства, трудоустройства, в сфере образования и т. д.
Большой вклад в политический диалог двух стран вносят депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Состоявшаяся в Санкт-Петербурге конференция «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства», организованная Парламентским Собранием, еще раз показала важность такого рода экспертных площадок для нашего Союза.
Дискуссия по всему спектру международных, законодательных, экономических, социальных и культурных аспектов союзного строительства сегодня важна как воздух. Ведь формат «двойки» стал своего рода пилотным проектом, где выкристализовываются наиболее актуальные и жизнеспособные интеграционные инициативы. Наша «двойка», и об этом много говорилось в Санкт-Петербурге, заслужила своей работой крепкую «пятерку»: сегодня Союзное государство – самый успешный интеграционный проект постсоветского пространства.
Проведение парламентской конференции совпало по времени со знаковым для Союзного государства событием – первым зарубежным визитом российского Президента Владимира Путина в братскую Беларусь. То, что встреча проходила в преддверии 20-летия установления дипломатических отношений между двумя странами, отметил и Александр Лукашенко, поблагодарив своего гостя и коллегу – российского Президента, а также руководство братской страны за те результаты совместной работы, которые есть и в политическом диалоге, и в экономике.
Есть у белорусско-российской интеграции и прагматичное экономическое измерение. Напомню, что с 1995 по 2011 год белорусско-российский товарооборот увеличился в 7,5 раза. В 2011 году объем взаимной торговли достиг 38,7 млрд долларов, увеличившись почти на 40 процентов по сравнению с предыдущим годом. За первые месяцы текущего года уровень взаимной торговли вырос еще почти на треть. Во многом этому способствовало то, что прошлогодние договоренности в области поставок газа в Беларусь и ценообразования на энергоносители создали равные конкурентные условия для субъектов хозяйствования стран – участниц Союзного государства.
Очевидно, что официальный визит Президента РФ Владимира Путина в Минск и все достигнутые договоренности стали точкой отсчета нового уровня белорусско-российских отношений. Подтверждение тому – недавний визит в Минск спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и ее переговоры с Президентом Республики Беларусь Александром Лукашенко, во время которых речь шла в том числе и о более тесных связях российских регионов с Беларусью.
Визит Председателя Государственной Думы России  и  Председателя  Парламентского Собрания Сергея Нарышкина в Беларусь, который состоится 25–26 июня, совпадает с празднованием 20-летия белорусско-российских дипломатических отношений. Несмотря на то что основным мероприятием визита спикера парламента в Минск будет заседание Парламентского Собрания России и Беларуси, Сергей Евгеньевич проведет ряд высоких встреч с руководством братского государства.
Все это только подчеркивает роль парламентов в развитии белорусско-российских отношений – обеспечивая нормативно-правовую базу межгосударственного сотрудничества и интеграции, гармонизируя законодательства, они создают благоприятные условия для торгово-экономического сотрудничества субъектов хозяйствования Союзного государства и социального благополучия его граждан. Сегодня  мы  выходим на новый уровень   объединительных  процессов, и  я уверен в том, что опыт союзного строительства, в том числе  опыт союзного парламентаризма, поможет становлению  и  развитию Евразийского  союза.

Действовать упреждающе

Александр ХАРИТОНОВ, начальник отдела обеспечения управления и взаимодействия оперативного управления Штаба МВД Республики Беларусь:

– Современные информационные технологии по мере расширения сферы применения в повседневной жизни общества создают потенциальную возможность манипулятивного воздействия на личность со стороны субъектов политического процесса. Некоторые страны активно на практике реализуют так называемую концепцию сетевых войн.
Не могут не настораживать прогнозы о появлении в ближайшее время новых сценариев дезорганизации и нарастания тотального хаоса на территории постсоветского пространства. В связи с этим требует дальнейшего совершенствования и слаженности работа по отслеживанию процессов и тенденций, происходящих в молодежной среде, наиболее подверженной радикальным формам протеста против несправедливых, с их точки зрения, событий или фактов общественной жизни.
Одним из приоритетных направлений сотрудничества является защита экономической безопасности Беларуси и России.
Правоохранительными органами Беларуси и России ежегодно проводятся скоординированные совместные оперативно-профилактические комплексные мероприятия «Канал», направленные на пресечение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, «Нелегал» – по противодействию незаконной миграции и торговле людьми, а также специальная операция «Прокси» – по выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, в том числе сопряженных с торговлей людьми и распространением детской порнографии.
Правоохранительные органы наших стран не должны отстать от процессов, происходящих в современном мире, и быть готовыми своевременно, а лучше, конечно же, упреждающе, на них реагировать.

Укреплять фундамент общеевропейского партнерства

Андрей КАРБОВСКИЙ, 2-й секретарь отдела Беларуси и Союзного государства 2 ДСНГ МИД России:

– Россию и Беларусь объединяет общий взгляд на проблемы безопасности как во внутренней, так и во внешней политике. В минувшие годы немало сделано для предупреждения внешних угроз. Успешно функционирует система защиты внешней границы. Принята концепция совместной оборонной политики. Проделана немалая работа по сближению национальных законодательств в оборонной сфере.
Между тем система действующих в Евро-Атлантическом регионе гарантий и механизмов безопасности носит, по сути, лоскутной характер с сохраняющейся симметричной биполярностью. С одной стороны, мы имеем 28 стран – членов НАТО, с другой – семь государств – членов ОДКБ. В связи с этим дают о себе знать кризис доверия, исторические споры, различные представления о демократии. В этих условиях для России и Беларуси, ряда других стран СНГ наиболее чувствительным является вопрос об их отстраненности от процессов принятия решений, затрагивающих интересы их национальной безопасности. Нас не могут не беспокоить непрекращающиеся попытки насильственно переформатировать регион, использовать экспансию европейских ценностей для установления внешнего контроля над государствами постсоветского пространства.
Мы исходим из того, что окончание холодной войны должно означать не эйфорическое продвижение НАТО на восток, а укрепление фундамента общеевропейского партнерства. Смысл союзного строительства и в целом проводимой руководством наших стран политики евразийской интеграции не в том, чтобы отгородиться от наших зарубежных партнеров. В современном мире сила государств измеряется прежде всего их открытостью. А в случае необходимости – способностью эффективно противодействовать общим угрозам. Именно поэтому мы исходим из приоритетности развития системного и многопланового сотрудничества в сфере безопасности.
Нашей общей перспективной задачей могло бы стать формирование общего Евроатлантического евразийского сообщества безопасности, состоящего из соединенных в кольцо региональных сегментов. Это идея была сформулирована на саммите ОБСЕ в Астане в декабре 2010 года.

Наращивать усилия в борьбе с преступностью

Геннадий КОТЕНКО, начальник отдела безопасности и правоохранительных органов Департамента оборонной промышленности и военно-технического сотрудничества Постоянного Комитета Союзного государства:

– Своеобразной проверкой эффективности совместных мероприятий в сфере военно-технического сотрудничества явилось проведение учений «Щит Союза – 2006», «Запад-2009», «Щит Союза – 2011», на которые привлекалось более десяти тысяч военнослужащих Российской Федерации и Республики Беларусь.
С целью совершенствования объектов военной инфраструктуры на территории России и Беларуси принята программа Союзного государства «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации». В настоящее время разрабатывается программа «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения РГВ на 2013–2017 годы».
В 2010 году была завершена программа Союзного государства по созданию единой системы технического прикрытия железных дорог региона. Ведется работа по разработке проекта программы Союзного государства на 2013–2017 годы «Развитие и совершенствование системы технического прикрытия железных дорог региона».
Не менее важным направлением российско-белорусского сотрудничества является обеспечение безопасности внешней границы Союзного государства.
Программы по обустройству внешней границы Союзного государства на период 2002–2006 и 2007–2011 годов позволили расширить спектр взаимодействия России и Беларуси в области обеспечения внешней границы Союзного государства и стали очередным шагом в борьбе с трансграничной преступностью.  Достигнутые результаты показали необходимость продолжения взаимодействия в области охраны внешней границы Союзного государства. Для решения этой задачи разрабатывается новая программа «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства» на период 2012–2016 годов.
Сотрудничество в области правоохранительной деятельности предусматривает необходимость наращивания усилий по взаимодействию в борьбе с криминалитетом. Общий объем финансирования на реализацию соответствующей программы на период 2008–2012 годов составляет 617 324,7 тыс. российских рублей.
В настоящее время разрабатывается концепция программы «Борьба с преступностью на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства» на период 2013–2016 годов.

Оппоненты тоже не стоят на месте

Игорь ЛАВРИНЕНКО, первый заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси:

– События последнего времени, действия ряда государств на международной арене свидетельствуют о сохранении высокой вероятности применения военной силы при разрешении внутригосударственных и межгосударственных противоречий. Вопрос развертывания третьего европейского позиционного района ПРО США также находится в политической плоскости. Из общей политики дипломатических усилий абсолютно выпал факт установления европейской политики безопасности и обороны и создания собственной военной организации Европейского союза.
Военная организация Союзного государства постоянно совершенствуется. Но наши западные оппоненты также не стоят на месте. В дополнение к политическим шагам ими осуществляется целый спектр согласованных мероприятий в чисто военной сфере. Трансформируется американское военное присутствие на европейском континенте, направленное на создание более совершенной системы базирования группировок войск. В ближайшее время следует ожидать появления в регионе американских комплексов противоракетной обороны. Буквально на днях в Польшу были передислоцированы еще несколько американских боевых самолетов F-16. На территориях стран НАТО, граничащих с Союзным государством, активно развивается транспортная инфраструктура, продолжается модернизация военных аэродромов, военно-морских баз, железнодорожных путей и автомагистралей. Сейчас авиация НАТО несет боевое дежурство с литовского военного аэродрома «Зокняй» близ города Шауляй, но Эстония и Латвии пытаются перехватить эту инициативу, вкладывая большие средства в оборудование своих аэродромов, чтобы использовать их для несения боевого дежурства авиации НАТО в непосредственной близости от наших границ. Основной целью проводимых и запланированных мероприятий НАТО является проверка готовности прибалтийских государств и способности их инфраструктуры принимать и размещать на своей территории воинские контингенты сил НАТО. В таких непростых условиях нам необходимо уточнить и согласовать наши долгосрочные прогнозы и планы относительно строительства и развития военной организации Союзного государства.

Нужна единая стратегия безопасности

Дмитрий ПЕРЕВАЛОВ, начальник факультета Института национальной безопасности Беларуси:

— В условиях совершенствования национальных и союзной системы обеспечения безопасности в Беларуси и России утверждены новые Концепции национальной безопасности. Они сходны по структуре, достаточно гармонизированы и унифицированы по содержанию, что является достаточной основой для того, чтобы на их базе разработать проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства. Полностью поддерживая указанное предложение, представляется востребованным все же принятие не Концепции, а Стратегии безопасности Союзного государства на 10 лет. Ее необходимо рассматривать не только как систему официально принятых взглядов на обеспечение реализации прав и интересов личности, общества и государства, но прежде всего как руководство к действию. Основные положения, заложенные в  Стратегии, должны найти свою детализацию в союзных и национальных нормативных актах, а также развитие в виде целевых союзных программ и проектов.

Нашей интеграции требуется большая динамика

Тамара ГУЗЕНКОВА, заместитель директора Российского института стратегических исследований:

– Союзное государство как таковое испытывает большое давление в глобальном мире извне, и это выражается в попытках влиятельных внешних акторов понижать международные рейтинги Беларуси и России, создавать негативный образ по тому или иному поводу, организовывать различные санкции и экономические ограничения, а также вмешиваться во внутренние дела государств. Во многих случаях мы можем говорить не столько об экспансии западных ценностей, сколько об экспорте западных демократических ценностей в государства СНГ, в Беларусь и Россию.
С моей точки зрения, в политической интеграции сейчас присутствует элемент нединамичности, стагнации. Интерес сосредоточен больше на экономике и отношениях хозяйствующих субъектов. Кроме того, на внешнем рынке присутствуют Россия, Беларусь, но в гораздо меньшей степени присутствует Союзное государство, и Запад умело пользуется этим обстоятельством.

Развивать собственные представления о свободе и демократии

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Беларуси:

– Когда оформилось представление о том, что такое евразийская интеграция, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон в декабре 2011 года дала емкое интервью «Коммерсанту». Она формально положительно восприняла идею евразийской интеграции, заявив об отсутствии противоречий, но в то же время выставила несколько условий. Среди них – отсутствие давления со стороны центра евразийской интеграции на заинтересованные в участии в этой интеграции страны и на те страны, с которыми ЕС ведет переговоры о создании зоны свободной торговли; «своевременное и надлежащее информирование» ЕС о процессах евразийской интеграции, потенциально затрагивающих Евросоюз; продолжение процессов углубления отношений со стороны ЕС со странами – участницами евразийской интеграции на двусторонней основе; интеграционный процесс в рамках евразийского пространства должен основываться на общих ценностях свободы, демократии и свободных рынков; технические нормы и стандарты этого союза должны не только быть совместимыми с нормами ВТО, но и соответствовать стандартам ЕС...
Фактически эти условия, при их дотошном выполнении, нацелены на то, чтобы сделать евразийскую интеграцию недееспособной, а будущий Евразийский союз – вассальной единицей в руках Брюсселя.
Первое условие не выполнялось в процессе европейской интеграции самим Евросоюзом. Потенциальные страны-члены испытывали и испытывают колоссальное давление со стороны Брюсселя и столиц наиболее влиятельных членов ЕС во всех сферах своей жизни. От них требуют радикальных изменений в экономической, политической, социальной и культурной жизни, прежде чем дать «добро» на евроинтеграцию. Хотела ли, к примеру, Литва брать на себя обязательство закрыть единственную атомную станцию вскоре после вступления в ЕС? Однозначно – нет, но после давления со стороны ЕС литовские политики пошли на это. Евросоюз все больше становится похож на лоскутное одеяло в силу огромного разнообразия стран-членов, а поэтому стремится хоть сколько-нибудь унифицировать новых участников евроинтеграции под общие правила игры внутри ЕС. Сможет ли Евразийский союз принимать новых участников, не выставляя им своих условий, что может быть расценено как давление? Конечно, не сможет. Кроме того, первое условие фактически призвано отсечь от процессов евразийской интеграции Молдову и Украину, с которыми Евросоюз ведет переговоры о создании зоны свободной торговли. То есть Евразийский союз, создаваемый на базе не вошедших в ЕС постсоветских стран, по мнению ЕС, возможен только в усеченном формате, без Украины и Молдовы. Заявляя это, Евросоюз фактически стремится очертить сферы влияния на территории бывшего СССР.
Второе условие тоже выглядит достаточно сомнительно. Фактически ЕС предлагает вести переговоры о евразийской интеграции в прозрачном формате. Но разве переговоры о европейской интеграции велись с должным информированием и с учетом мнения сначала СССР, а потом его наследника – Российской Федерации?
Третье условие также не является всего лишь простым добросердечным намерением дружить, как выглядит при первом приближении. Заявляя о намерении углублять отношения со стороны ЕС со странами – участницами евразийской интеграции на двусторонней основе, ЕС фактически планирует играть в древнюю геополитическую игру под названием «Разделяй и властвуй». Несомненно, что степень глубины отношений с каждым из государств, участвующих в евразийских интеграционных процессах, у ЕС будет разной. Наибольшие бонусы ЕС будет предлагать тем участникам, которые будут проводить внутри будущего Евразийского союза максимально полезную для Евросоюза политику. ЕС хочет играть такую же роль в будущем Евразийском союзе, которую в нем самом играют США, по той же схожей формуле.
Четвертое условие, хотя при его выдвижении Эштон ссылалась на слова самого Владимира Путина, тоже имеет свои особенности. Ценности свободы и демократии в западном понимании ЕС нужны в будущем евразийском интеграционном объединении для поощрения хаоса и бардака, который сделает его недееспособным конкурентом. 1990-е годы отчетливо показали, что те демократические и правовые нормы, которые сделали немцев в Германии процветающими, при буквальном внедрении на постсоветском пространстве приводят к гражданским войнам, коррупции и бандитизму. Формулу той свободы и демократии, которая не будет выливаться в разрушения основ социальной и экономической жизни в постсоветских странах, еще предстоит найти. Что касается свободного рынка, то и тут все прозрачно. В ЕС прекрасно знают, что потенциал экспортных возможностей у товаров из ЕС (в особенности промышленной группы) в данный момент намного выше, чем у стран – членов евразийской интеграции. То есть чем более свободный рынок будет внедрен в Евразийском союзе, тем большая его часть будет захвачена предпринимателями из Европейского союза.
И огромную роль в этом захвате будет играть пятое условие – максимальное соответствие технических норм и стандартов будущего Евразийского союза нормам и стандартам Европейского союза. Захватывать чужой рынок сподручнее, если все, что производишь, можно тут же на него сбыть.
Мораль «пяти условий ЕС» достаточно проста – при развитии процессов евразийской интеграции им ни в коем случае нельзя следовать. Для привлечения новых членов в евразийскую интеграцию необходимо пользоваться теми же методами, которыми пользуется сам ЕС при очередном расширении. Никакие «табу» на конкретные новые страны – участницы евразийской интеграции со стороны ЕС признавать нельзя.

Полная унификация законодательства до принятия Конституционного акта невозможна

Анатолий КРАСУЦКИЙ, доцент кафедры теории государства и права Белорусского института правоведения:

– В системе мер, направленных на обеспечение национальной безопасности Беларуси и России, а также Союзного государства, свое особое место занимает парламентская составляющая. Участие белорусских и российских депутатов в работе таких структур, как МПС, ПАСЕ, ПА ОБСЕ, МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ и других, позволяет использовать международную трибуну для доведения своей позиции, защиты национальных интересов и интересов Союзного государства, укрепления доверия, формирования климата всеобщей безопасности и стабильности.
При разработке правовой базы Союзного государства представляется целесообразным в большей мере использовать позитивный опыт, имеющийся в деятельности МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС и ПА ОДКБ по формированию модельных законодательных актов и рекомендаций по гармонизации национальных законодательств в этой сфере. В то же время необходимо понимать, что полная унификация законодательства между Беларусью и Россией до принятия Конституционного акта невозможна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter