Интеграция необходима.

Только объединившись, государства и их народы могут добиться поистине высоких целей.

Татьяна МОСКАЛЬКОВА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, доктор юридических и философских наук.

– Мировое сообщество в настоящее время устроено так, что в какой бы части света ни находились государства, они взаимосвязаны, а отношения между ними взаимно влияют на их политику, экономику, культуру. Добрососедскому сотрудничеству России и Беларуси способствуют и географическая расположенность, многовековая историческая связь наших народов, общность культуры. При этом базисом Союза двух государств является их суверенное равенство. В соответствии с Договором о Союзном государстве Беларусь и Россия сохраняют за собой в рамках суверенитета территориальную целостность, у каждой остается свой флаг, Конституция и прочие атрибуты власти. Уважение к суверенитету государств способствует укреплению партнерских отношений и развитию сотрудничества в различных областях.

Главной целью нашей интеграции является улучшение жизни братских народов, создание условий для повышения благосостояния людей, свободного всестороннего развития россиян и белорусов. Уже в первые годы сотрудничества в рамках Союза были приняты союзные нормативные правовые акты, гарантирующие равные права граждан Беларуси и России на получение образования, взаимное предоставление гражданам наших государств прав в получении всесторонней медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда. Большое значение в формировании правового механизма предоставления равных прав и социальных гарантий нашим гражданам имел Договор о равных правах граждан.

Правительства двух стран в рамках Союзного государства предпринимали совместные усилия по защите экологии, минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы, охране памятников культуры и художественных ценностей, сохранению наследия наших народов. Активно развивается партнерство в области науки, культуры, спорта и туризма. Регулярны и встречи наших ветеранов, а также жителей городов-побратимов в рамках различных культурных мероприятий.

Достигнут высокий уровень взаимовыгодной промышленной и научно-технической кооперации, крепнут межрегиональные контакты хозяйствующих субъектов. В условиях мирового финансово-экономического кризиса был выработан механизм согласованных действий по минимизации его влияния на экономики двух стран.

Предпринимаются совместные меры по укреплению обороноспособности, развитию сотрудничества правоохранительных органов.

Таким образом, за истекший исторический период достигнут главный результат – наши народы вопреки всем препятствиям остаются вместе. Союзное государство как историческое явление имеет свое будущее.

Интеграционные процессы имеют важнейшее значение для государств как фактор развития их хозяйственных комплексов. Ведь на современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. При этом отстаивать свою экономическую позицию в одиночку на мировом рынке государствам становится все сложнее.

Во всем мире XX век дал развитие новой форме межгосударственной экономической интеграции в виде таможенных союзов, которых в настоящее время существует более 30. Увеличение числа таможенных союзов, расширение и укрепление их позиции на международной арене свидетельствуют о том, что данная форма межгосударственной интеграции приносит огромные экономические, политические, социальные и иные выгоды их участникам. 

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России сформирован в соответствии с целями и задачами Договора о Евразийском экономическом сообществе. При этом надо обратить внимание, что Таможенный союз – это не международная организация как таковая, а форма торго-экономической интеграции государств – членов ЕврАзЭС. Она предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. На территориях государств – членов ТС применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. Чтобы действовали указанные правила, подписан целый ряд международных договоров.

Единое экономическое пространство – еще более глубокая форма интеграции, предусматривающая свободное передвижение не только товаров, но и услуг, капиталов, трудовых ресурсов на единой таможенной территории ТС. Для этого наряду с унификацией норм регулирования внешней торговли должны быть гармонизированы параметры макроэкономической политики, налоговой системы, нормы антимонопольного и трудового законодательства, миграционной политики.

В заключение отмечу, что сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что наилучших результатов своей деятельности субъекты мирового сообщества достигают путем интеграции друг с другом.

Только объединившись, государства и их народы могут добиться поистине высоких целей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter