Алексей Авдонин: глобализация ведет к монополизации, а интеграция – к кооперации и сотрудничеству.

Интеграция на основе привлекательности

Наверное, легче повернуть реки вспять, чем изменить вектор экономического развития. Так, чтобы полностью и бесповоротно. Даже сегодня, спустя 30 лет, очевидно, что национальные экономики постсоветских стран взаимосвязаны. Этот тезис не исключает развития и расширения сотрудничества и с Востоком, и с Западом, странами дальней дуги и любым другим регионом мира. Но точно так же очевидно, что ключевое и стратегическое партнерство эффективно устанавливается между соседями. Конечно, были и есть попытки выстраивать ключевые партнерские отношения с тем же Вашингтоном. Но экономическими прорывами они почему-то не заканчивались. Украина и Грузия тому яркий пример. По этой причине экономическая интеграция Беларуси и России постоянно находилась под вниманием и мировых политиков, и экспертов. Во-первых, союз двух государств всегда являлся остовом, скелетом потенциального формирования серьезного экономического центра на Евразийском континенте. Во-вторых, выстраивание отношений на основе суверенитета и взаимовыгодных условий государств с разной по объему и структуре экономикой — уникальный кейс в целом в истории мировых международных отношений. О специфике и особенностях интеграционного процесса в рамках Союзного государства Беларуси и России рассказал аналитик Белорусского института стратегических исследований (БИСИ) Алексей Авдонин.

коллаж ивана гайдука

Устраняя барьеры

— Надо понимать, что союзные программы, которые были недавно утверждены на Высшем государственном совете Союзного государства, сформированы с учетом самых последних разработок и наработок в области экономической интеграции. В первую очередь ориентированы на унификацию условий работы для субъектов хозяйствования двух государств. Это даст им возможность одинаково комфортно чувствовать себя на территории и Беларуси, и России. Союзные программы должны окончательно снять все барьеры и ограничения в перемещении товаров, услуг, движении рабочей силы и капитала, гармонизации налоговой системы. И создание единых рынков — товарных, услуг, финансового и кредитного — позволит компаниям Беларуси и России извлекать максимальный синергетический эффект от работы.

Алексей АВДОНИН.
В последние годы через различные каналы коммуникаций (в том числе и среди экспертного сообщества) активно продвигалась теория, что развитие небольших экономик (особенно несырьевых), а также государств, которые классифицируются как страны с переходной экономикой, возможно только через встраивание в международные цепочки разделения труда. Надо признать, что в некоторых случаях такой подход дает кратковременный и количественный, и качественный эффект, обеспечивающий рост экономики, развитие социальной инфраструктуры, повышение качества жизни граждан. Поэтому приверженцы этой теории приводят в пример стремительные старты некоторых государств Восточной Европы и республик бывшего Советского Союза. Однако в средне- и долгосрочном периоде такая стратегия не обеспечивает динамичного развития национальных экономик и несет в себе серьезные риски в области нацбезопасности. Надо понимать: в глобальных цепочках добавленной стоимости (как бы их не рекламировали) центры издержек всегда находятся в так называемых странах третьего мира, а центры управления, прибыли и накопления компетенций (ключевой фактор конкурентоспособности) располагаются в развитых государствах. Или концентрируются в штаб-квартирах транснациональных корпораций. Даже если мировая экономика растет, то пирог глобального прогресса делится неровно, но своя доля достается всем звеньям цепи. Если на планетарном уровне возникают сложности (что ярко продемонстрировали пандемия и ее экономические последствия), все издержки ложатся на третьи государства. В какие бы красивые обертки ни заворачивали теории и концепции глобализации, ее ключевая цель — мировая монополизация западными транснациональными корпорациями. Они захватывают рынки, устанавливают над ними контроль, а национальные производители либо вливаются в международные конгломераты, либо банкротятся. Идея мировой глобализации как раз и не достигла своей конечной цели, так как Китай, Россия, Беларусь и ряд других государств нашли в себе политическую волю не отдать под контроль зарубежного капитала стратегические национальные активы.

Привлекательные экономические условия

— Идеи интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического сообщества, других объединений на Евразийском континенте основаны на принципиально других подходах. Во-первых, добровольности. Во-вторых, создания привлекательных экономических условий, интересных для всех субъектов хозяйствования. В-третьих, развития принципов сотрудничества, формирования общих подходов в промышленной, аграрной политике, создания кластеров, которые повышали бы конкурентоспособность и эффективность всех субъектов хозяйствования. В этом заключается отличие интеграции Беларуси и России и глобализации по западному образцу.

Конечно, надо понимать, что пока (к сожалению, так получилось) центры генерации новых знаний и технологий сконцентрированы в государствах так называемого коллективного Запада. Именно технологии сегодня дают максимальную прибавочную стоимость. Кроме того, надо учитывать: для эффективного внедрения современных технологий необходимы рынки сбыта. Интеграция на евразийском пространстве дает возможность объединить усилия в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также формирует рынок для эффективного их внедрения. Сегодня ключевые технологии, которые обеспечивают глобальные преимущества, — компетенции и разработки в области производства полупроводников, систем обработки больших массивов информации и (как надстройка над этими двумя базисами) искусственный интеллект. В эти сферы США для удержания мирового господства планируют инвестировать в ближайшие годы сотни миллиардов долларов. Аналогичную программу готовится реализовать Китай, что очень беспокоит Вашингтон. На Высшем государственном совете Союзного государства Беларуси и России лидеры двух стран отметили: производство полупроводников, развитие собственной микроэлектронной индустрии являются приоритетными. Это позволит сохранить технологический суверенитет (важный фактор национальной безопасности), высокие темпы роста экономики, и из импортеров вычислительной техники и товаров с ее использованием наши страны могут перейти в экспортеры. Несомненно, ряд государств следят за развитием интеграции Беларуси и России. На политическом, экспертном уровнях определенный анализ проводится представителями бизнеса. И формирование привлекательных условий хозяйствования, получение конкретных результатов могут стать триггером для присоединения к интеграционным процессам других государств. В том числе и тех, которые в силу своего разворота на Запад проводят не самую дружественную политику и по отношению к Беларуси, и по отношению к России.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter