Интеграционное измерение

В преддверии заседания Совета глав государств СНГ, которое состоится 25 октября в Минске и станет ключевым мероприятием в рамках председательства Беларуси в Содружестве, Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с руководителями СМИ стран СНГ

В преддверии заседания Совета глав государств СНГ, которое состоится 25 октября в Минске и станет ключевым мероприятием в рамках председательства Беларуси в Содружестве, Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с руководителями СМИ стран СНГ

Концепция белорусского председательства в СНГ емко выражена в девизе "Интеграция во благо человека: укрепление добрососедства,  развитие экономического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических "зеленых" технологий, расширение диалога культур". В белорусском плане предусмотрено проведение более 70 мероприятий экономического,  экологического, гуманитарного и межрегионального характера. Об этом и многом другом вчера журналисты расспрашивали белорусского лидера.

О развитии СНГ

“Иногда задают вопрос: а был ли и остается ли сейчас смысл в существовании СНГ? При этом часто указывают на то, что многие страны уже ориентируются на разные центры силы. Россия, Казахстан и Беларусь строят Евразийский экономический союз. Украина, Молдова, отчасти Армения пытаются расширить связи с ЕС. В Центральной Азии не по дням, а по часам растет притяжение Китая, — сказал Александр Лукашенко. — Выскажу мысль, которая кому-то может показаться парадоксальной. Тот факт, что страны Содружества проводят разную политику, не только не ослабляет, но, напротив, усиливает потребность в каком-то стягивающем механизме, значимым элементом которого является общая площадка для диалога”.

Глава государства считает, что после распада Советского Союза не было другой исторической альтернативы кроме создания нового объединения. “Советский Союз был великим государством, колоссальной геополитической силой, непосредственно влиявшей на судьбы мира. Такое государство, конечно, не могло сгинуть бесследно: слишком мощным было притяжение сложившихся в СССР экономических, культурных, духовных связей. Поэтому переход в новое образование — СНГ — стал абсолютно естественным и исторически необходимым”, — отметил Президент. Александр Лукашенко уверен, что нельзя было разрывать прочные и эффективно работающие связи, нужно было развивать интеграцию на постсоветском пространстве, но уже на новой политической и экономической основе — как содружество равных, суверенных государств.

О суверенитете

Отвечая на вопрос, сколько может занять процесс выстраивания на постсоветском пространстве того уровня взаимодействия, который, например, существует в Европейском союзе, Президент сказал: “Если будем идти такими темпами, то еще достаточно много времени займет”.

Александр Лукашенко напомнил, что в ЕЭП создан наднациональный орган — Евразийская экономическая комиссия, которая наделена определенными полномочиями. “То есть мы уже поделились своим суверенитетом. Что касается Беларуси, Казахстана и России, — в этом абсолютно нет никаких проблем. Только надо понимать, какую долю суверенитета и во имя чего мы должны передать в наднациональные органы”, — сказал белорусский лидер.

“Да, мы независимое суверенное государство, но если мы чего-то хотим и видим цену этого, мы на это пойдем. Мы тоже много думали, колебались, как и Россия, и Казахстан, но мы видели солидную пользу от этого — экономическую, финансовую”, — сказал глава государства.

Президент надеется, что с 1 января следующего года в Таможенном союзе будут сняты все изъятия и ограничения. “Скажем, захотели казахи прокачивать нефть в Беларусь по общим трубам — одинаковый доступ. Хочет Казахстан поставлять свою продукцию в Беларусь, Европу через железные дороги Казахстана, России, Беларуси — одинаковые условия. А сейчас у нас куча изъятий, вы это прекрасно понимаете”, — отметил Президент.

О партнерстве

Беларусь, Россия и Казахстан создали Таможенный союз и сегодня вплотную приблизились к новому этапу интеграции — созданию Евразийского экономического союза. “С учетом стремления ряда других стран к участию в этом проекте на шахматной доске геополитики в самое ближайшее время Евразийский экономический союз и Европейский союз станут примерно равновеликими партнерами. Их интересы надо будет сбалансировать. Это и есть живой пример того, что идея интеграции интеграций абсолютно реальна”, — подчеркнул глава государства.

Глава государства убежден, что переговоры с единой Европой со стороны интеграционного объединения будут более эффективными.

Александр Лукашенко также рассчитывает, что двусторонние отношения Беларуси и Кыргызстана начнут развиваться более интенсивно. По его словам, после того как был ребром поставлен вопрос о возврате бывшего президента Бакиева, находящегося на территории Беларуси, сотрудничество между странами было приостановлено. Сейчас, по мнению главы государства, стороны должны “просто перевернуть страницу и начать сотрудничать”.

Президент также отметил, что во вступлении Армении в Таможенный союз пока нет определенности, она не может вступить в это интеграционное объединение завтра-послезавтра, а только выполнив все необходимые процедуры по присоединению. “Очень много неопределенностей в этом процессе, хуже всего, если это будет некоторая поспешность”, — сказал глава государства.

О двустороннем сотрудничестве

Белорусский лидер отметил, что во время ближайшего визита в Азербайджан намерен обсудить с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества. Александр Лукашенко напомнил, что со многими лидерами стран СНГ установилась хорошая традиция ежегодно встречаться и контролировать выполнение ранее достигнутых договоренностей на высшем уровне. По его словам, это подстегивает к работе исполнителей, а в результате дискуссий на уровне глав государств появляются новые направления сотрудничества.

О социальном государстве

Белорусский лидер убежден, что любое государство должно прежде всего ценить свой народ. “Государство — для народа. У нас это везде написано, это наш лозунг, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Государство должно работать в интересах народа. Отсюда — социальное государство, но не социалистическое”.

Главное, что отличает Беларусь от социалистических государств, это отсутствие плановости. Безусловно, наша страна не отказалась от планирования в целом. Каждое государство утверждает бюджет — финансовый план. В России, например, бюджет принимают на три года вперед. В Беларуси утверждают годовой бюджет, а также основные 12 показателей социально-экономического развития. “Но это не то планирование, которое было в Советском Союзе”, — подчеркнул Президент.

В числе основных отличий глава государства также назвал наличие конкуренции. “То, что я приемлю в рыночных отношениях без всякой альтернативы, возражений, — это конкуренция. Если есть честная конкуренция, не будет застоя в обществе, экономике”, — считает Александр Лукашенко. По его мнению, государство должно создать такие условия, чтобы человек мог проявить свои лучшие качества, и это всегда будет во благо любому государству. Поэтому в Беларуси для тех, кто хочет начать заниматься бизнесом, действует заявительный принцип. В рейтинге Всемирного банка по ведению бизнеса Беларусь опережает страны СНГ.

Кроме того, от социалистических стран Беларусь отличает существование частной собственности. Вместе с тем Беларусь сохранила многое позитивное, что присуще социалистическим странам, например, бесплатное образование, здравоохранение.

О приватизации

Президент Беларуси Александр Лукашенко подтверждает готовность Беларуси продать свою долю в МТС, но за выгодную цену. Реагируя на последовавший комментарий, что названная цена в 1 млрд долларов слишком высока, глава государства сказал: “Нет в экономике и финансах такого понятия — дешево или дорого. Это процесс, когда люди садятся и договариваются”.

Отвечая на один из вопросов, Александр Лукашенко упомянул о предложениях по объединению МАЗа и
КамАЗа. По его словам, результатом подобной приватизации должны быть инвестиции, увеличение производства, привнесение новых технологий и расширение рынков сбыта. Однако в случае с КамАЗом ничего этого не гарантируется.

“Продавая собственность, созданную народом, я должен ее продавать даже более щепетильно, чем свою. Такая моя позиция, и я из нее буду исходить”, — резюмировал белорусский лидер.

О поставках нефти

Президент убежден, что Беларусь получит необходимый объем нефти для загрузки НПЗ. Глава белорусского государства отметил, что в настоящее время идут переговоры по этому вопросу. По его мнению, на шероховатости с поставками нефти повлияла калийная проблема.

“Они заявили, что будут по техническим причинам сокращать поставки в Беларусь. Я сказал Путину, что это будет неразумный шаг”, — сказал Александр Лукашенко.

“Есть один фактор — это стабильность поставок. Мы не хотели бы каждый квартал, как это было в текущем году, согласовывать поставки нефти. Это просто даже несолидно. Это одна из шероховатостей, которых вообще быть не должно в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве”, — сказал глава государства.

О калийном деле

Александр Лукашенко отметил, что “Уралкалий” демпингует на калийном рынке. Глава государства при этом подчеркнул, что белорусская компания способна выдержать такой демпинг, и для этого есть необходимые рычаги. Президент отметил, что восстановление партнерства и продажа через одного трейдера были бы выгодны обеим сторонам и значительно повысили бы цену на калийные удобрения. “Поэтому мы не против, пожалуйста, готовы хоть завтра вернуться, но на тех принципиальных договоренностях, которые были достигнуты, чтобы это было прозрачно и честно. Мы не хотим никаких откатов, левых схем”, — сказал Александр Лукашенко.

Он также заявил о заинтересованности в том, чтобы контрольный пакет акций “Уралкалия” приобрел Михаил Гуцериев. Александр Лукашенко отметил, что этот вопрос он лично с Михаилом Гуцериевым не обсуждал. “Он у нас строит рудник, будет производить полтора миллиона тонн своих удобрений, — сказал глава государства. — Он бы был вмонтирован в эту систему, производил бы свои удобрения как частник. Нам было бы очень выгодно”.

Александр Лукашенко также рассказал, что, когда он обсуждал эту проблему с Президентом России Владимиром Путиным, увидел, что “и для него, наверное, эта проблема существует”. “Я ему говорю: чего переживаешь? Пускай в крайнем случае государство выкупит этот актив, и я гарантирую, что мы в течение двух-трех лет восстановим все, что было, по ценам. Страха никакого нет, если на этом этапе актив будет у государства. Все равно оно потом продаст дороже”, — сказал Президент.

Александр Лукашенко не исключает, что Владислав Баумгертнер может быть передан в Россию после компенсации ущерба.

“Не все там просто. Через швейцарскую компанию продавали калийные удобрения, цену одну показывали, допустим, 350 долларов, продавали по 400 долларов, а разницу делили. Уже несколько эпизодов таких. Тут уже не выкрутишься”, — сказал Президент, добавив, что таким образом было переквалифицировано обвинение на хищение.

О миграции

“Если вы хотите очень просто одним ударом решить проблему миграции, вы попадете в такой капкан, что останетесь одни, а вокруг вас будут страны, люди в которых будут на вас смотреть не так, как надо, — сказал Президент. — Миграционную проблему надо решать не с того, что запретить, выдать визы и т. д. И она не будет в России так решаться. Я уверен: умных людей в России достаточно, чтобы ее начинать решать так, как надо — снизу, создавая условия и ставя под контроль все процессы”.

Что касается совершенного в Бирюлево преступления, Александр Лукашенко подчеркнул, что подобного нельзя прощать, но подход должен быть одинаков ко всем, как к местному населению, так и иммигрантам. “Должна быть взвешенная разумная политика, выстроенная снизу”, — уверен белорусский лидер.

О праве на жизнь

“Если у тебя не будет права на жизнь, на зарплату, на работу, тогда выражайся, как хочешь, получай любую информацию, а проку от этого будет мало. Я всегда ставлю на первое место по ранжиру прав человека право на жизнь. Это самое ценное”, — сказал Президент.

По мнению главы государства, на постсоветском пространстве не принято громко заявлять о ценностях, которые объединяют народы этих стран. Более громко об этих ценностях говорят на Западе. “Мы почему-то стыдливо говорим о ценностях на их фоне (западноевропейских стран. — Прим. “НГ”), как будто у них это ценности, а у нас это не ценности”, — отметил Александр Лукашенко.

Вместе с тем вопреки громким заявлениям о правах человека западноевропейские страны и США зачастую нарушают базовые ценности. В качестве примера, как передает БелТА, глава государства привел бомбежки Ирака войсками НАТО по надуманному поводу — якобы наличию ядерного оружия у Саддама Хусейна. Как рассказал Президент Беларуси, перед началом бомбежки к нему приезжал посланник тогдашнего президента США Буша с просьбой поддержать интервенцию в Ирак и подтвердить наличие ядерного оружия у президента Ирака, обещая за это “золотые горы”. А услышав отказ и в ответ на заявление не начинать операцию в Ираке посланник Буша сказал, что маховик войны раскручен настолько, что остановить его уже невозможно. Сейчас из-за военной операции НАТО и США в Ираке практически ежедневно случаются теракты, в которых гибнут люди. “А мы молимся на их ценности”, — отметил Президент.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter