Инструкции по... обсчету населения

Нехорошо и стыдно, мягко выражаясь, входить в новый год со старыми проблемами. Из-за непродуманности ряда документов и инструкций, которые "изобретаются" в наших министерствах и ведомствах, страдают люди. И, как правило, социально незащищенные граждане. За чей счет? Более года тому назад, а точнее 12 декабря 2002 года, Минэкономики одним из своих постановлений вывело из денежного обращения купюру достоинством в один рубль. Внешне обоснованная мера. Поскольку трудяга-рубль, как вышколенный старый солдат, свою роль исполнил, обесценился и за ненадобностью был отправлен "на пенсию". И хорошо, если бы так. Однако в сфере торговли отставка бедного рубля стала самой благоприятной почвой для злоупотреблений и массового обсчета покупателей. Сошлюсь на личный опыт посещения ряда витебских продовольственных магазинов. Дело в том, что на всех расчетных кассах провели "округление" стоимости товара. Разумеется, не в пользу покупателя. По моим наблюдениям, при подходе к кассе для окончательного расчета за покупку, каждый обсчитывается минимум на 50 рублей. Даже в будний день за час через кассу проходит примерно сотня человек. За десять часов, естественно, тысяча. Вот и получается, что только за один торговый день магазин "законно" объегоривает нас на 50 тысяч рублей. В течение месяца -- полтора миллиона рублей. Просто так, из воздуха. А ведь торговых предприятий по стране десятки тысяч. И без того обедневшее население "по мелочам" за счет "округлений" стоимости товара выкладывает за месяц по стране миллиарды рублей. Но ведь можно работать и по-другому. Совсем иначе, по честному строит свои отношения с покупателями витебский торговый дом "Омега" во главе с директором Борисом Гарцманом. Здесь не "химичат" ни в отделах, ни на кассе при расчете с покупателями. Последние получают сдачу с точностью до 5 рублей. Разве такое не приятно? Можно только восхищаться порядочностью коллектива торгового предприятия "Омега", который не строит свое благосостояние на "округлении" цен в свою пользу. И очень обидно, что некоторые недальновидные чиновники разрабатывают для нечистых на руку торговцев откровенные инструкции по обсчету покупателей. "Я волком бы выгрыз бюрократизм..." Эти строки советского поэта Владимира Маяковского и сегодня столь же актуальны. В особенности, когда размышляешь о частой смене тарифов на газ, продаваемый населению, и о том, как структуры концерна "Белтопгаз" работают на местах. Министерство экономики своим постановлением N 205 от 20 октября 2003 года вводит новый тариф на газ, поставляемый населению. Рожденный в столичных кабинетах еще 1 октября, документ доходит до населения Витебска лишь 4 ноября 2003 года. А как же быть потребителям газа? Они обязаны своевременно рассчитаться за использование газа в предыдущем месяце. И горе тому, кто по измененным ценам рассчитывается за газ в первых числах следующего месяца! Обязательно насчитают пеню. Новый и, разумеется, более высокий тариф устанавливается чиновниками задним числом. Не знаю, кому это выгодно, но только не рядовому человеку. Если принять в расчет два миллиона человек, которые пользуются газом и не имеют газовых счетчиков, только за счет увеличения тарифа на одного человека на 35 рублей концерн получает 70 миллионов рублей дохода. Практически из "воздуха". Очень тонкая и лукавая модель обсчета населения. Но разве нельзя информировать население об изменении цен более оперативно? Кстати, это успешно и с уважением к потребителям всегда делают энергетики. Комментарий собственного корреспондента, "Р" по Витебской области Виталия Федорова: -- Очень хорошо, что среди нас живут такие неравнодушные и принципиальные люди, как Владимир Федорович Кириченко. Они беспокойны и не всем удобны. В особенности чиновникам, которые и впрямь зачастую умеют нагородить такой частокол, что диву даешься. Вот почему бывает очень полезно услышать, как говорят, голос из народа. Голос Кириченко честный и открытый. Возможно, в чем-то спорный. Но не с камнем за пазухой. За единичными примерами и фактами чувствуется беспокойство не о личном, а о том, что волнует миллионы наших сограждан. И потому на месте высокопоставленных государственных служащих следовало бы поблагодарить этого человека за его честность и высокую гражданскую активность. А еще лучше -- проанализировать и по возможности исправлять, совершенствовать наш далеко не безупречный механизм управления. Чтобы простые люди чувствовали и говорили слова благодарности в адрес чиновников за заботу о них. А что до самих заметок, то при очевидной эмоциональности и субъективности, их можно назвать полемическими. И, безусловно, дающими пищу для полезных раздумий и действий.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter