Институт защитников границы

Корреспондент “НГ” узнала, где и как готовят будущих пограничников

Корреспондент “НГ” узнала, где и как готовят будущих пограничников

С первого взгляда на здание Института пограничной службы становится понятно, что это — специфический вуз: у контрольно-пропускного пункта на входе стоят курсанты в военной форме. На самом же деле учеба здесь мало чем отличается от учебы в обычном университете. Тем не менее своя специфика имеется.

Серьезный отбор

В этом году в институт наберут сто курсантов. Это выпускники школ, прошедшие или проходящие срочную военную службу, службу в резерве, а также военную службу по контракту. Вступительная кампания состоит из двух частей: первая — централизованное тестирование, вторая — внутренние экзамены. Если раньше для поступления нужны были сертификаты ЦТ по русскому или белорусскому языку, истории и иностранному языку, то с этого года вместо иностранного языка абитуриенты будут сдавать математику. А на профотборе абитуриент должен продемонстрировать отличное здоровье и физподготовку, свои индивидуально-психологические качества. Профессионально-психологический отбор при поступлении очень важен, поскольку будущие пограничники должны быть готовы к специфическим условиям службы: удаленности от населенных пунктов, оторванности от крупных объектов, ограниченному контингенту людей, постоянному ношению оружия, выполнению задач в любое время дня и ночи.

Профессиональный отбор абитуриентов проходит в два этапа: первый — предварительный отбор — проходит в районных военных комиссариатах по месту жительства, второй — окончательный — на базе института или территории органов пограничной службы.

— Пока наши курсанты учатся пять лет, — рассказывает первый заместитель начальника института, начальник учебно-методического управления полковник Сергей Волков. — С нынешнего года мы переходим на четырехлетнее обучение. Конечно, в связи с этим изменится учебная нагрузка: будет скорректировано  количество часов по военным и специальным дисциплинам. Изменится и выпускная квалификация курсантов: если сейчас мы выпускаем специалистов по управлению со знанием иностранного языка, то со следующего года квалификация будет просто “специалист по управлению”, но уровень знания иностранного останется таким же высоким. Абитуриентов у нас немало: в прошлом году конкурс составил полтора человека на место.

 Ежегодно курсанты проходят стажировку: каждый раз меняется место ее проведения и должности, на которых курсанты стажируются. Именно так, по мнению руководства института, молодые люди смогут досконально узнать свою профессию. 

Институт дает хорошее не только военное, но и общее высшее образование. Специальные дисциплины совмещаются с общеобразовательными, а после окончания института курсанты получают дипломы государственного образца.

Живут курсанты в новом общежитии: в просторных светлых комнатах у каждого есть кровать, тумбочка, стул, стоят общий шкаф и телевизор. На каждом этаже предусмотрены все необходимые для проживания, учебы, быта и отдыха помещения. На территории института есть своя столовая и культурно-досуговый центр, в котором проходят все мероприятия. Но в общежитие курсанты попадают только на втором курсе: первый год обучения проходит на базе учебного центра в Сморгони. Там работают штатные преподаватели, которые обучают курсантов общевоенным дисциплинам: топографии, тактике, огневой подготовке и, кроме того, иностранному языку и основам информационных технологий. Недалеко от учебного центра расположена Сморгонская пограничная группа, курсанты часто выезжают в подразделения границы и в Кинологический центр органов пограничной службы, чтобы на практике совершенствовать полученные знания.

Ежегодно курсанты проходят стажировку: каждый раз меняется место ее проведения и должности, на которых курсанты стажируются. Именно так, по мнению руководства института, молодые люди смогут досконально узнать свою профессию.

После окончания учебы все выпускники направляются на первичные должности в подразделения охраны государственной границы и в отделения пограничного контроля.

Мотивация и “денежные удовольствия”

Андрей Рачковский учится на пятом курсе. Парень всю жизнь прожил в Минске, но свое будущее связывает с границей.

— Выбор профессии дался мне непросто, — признается Андрей. — В моей семье никогда не было военных, и я решил стать офицером под впечатлением от книг и фильмов об армии. Ни разу не пожалел о том, что не выбрал другой вуз. Поначалу, конечно, было тяжело отвыкнуть от дома и привыкнуть к жесткому распорядку. Но мне кажется, что здесь учиться даже легче, чем в гражданских вузах. Мы познаем свою профессию на практике больше, чем в теории, и когда приходим на службу, уже точно знаем, что к чему.

По словам курсанта, в институте невозможно плохо учиться: руководство умеет мотивировать хорошую успеваемость. В первую очередь увольнительными и деньгами. За хорошую учебу и дисциплину курсанты получают дополнительные часы увольнения и значительную прибавку к стипендии, которую здесь принято называть “денежным удовольствием”.

В Институте пограничной службы редко бывают случаи, когда курсанты по собственному желанию бросают учебу.

— Это единичные случаи. Как правило, готов ли курсант к работе по специальности выясняется на первом году обучения, — рассказывает полковник Волков. — К нам поступают люди, у которых уже сложилось представление о дальнейшей службе на границе. При поступлении курсант заключает контракт на время обучения и на пять лет после окончания института.

Более подробно о правилах поступления и сроках подачи документов можно узнать на сайте ips.gpk.gov.by.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter