О патриотическом воспитании молодежи

Институт Памяти

Совсем скоро страну ожидает большой праздник: исполняется 70 лет освобождения Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. А еще через год грядет 70–летие Победы во Второй мировой войне, которая для народов СССР стала Великой Отечественной. 70 лет — срок немаленький, и, казалось бы, события той поры давно могли бы перейти в разряд «исторических» — в смысле хрестоматийно–учебных, то есть мало затрагивающих живые эмоции и чувства. Но уникальность нынешнего момента как раз в том, что наше общество и сегодня воспринимает на оголенный нерв все, происходившее в те страшные годы.


Практически каждый день редакционная почта приносит письма, начинающиеся со слов: «Высылаю вам свои заметки о пережитом во время войны...» Чем ближе 9 Мая, тем чаще и в трубке редакционного телефона слышатся чуть глуховатые голоса людей в возрасте: «Хочу рассказать корреспонденту, как мы тогда жили. Пусть молодые почитают...» Да, наша газета публикует немало материалов, повествующих о событиях Великой Отечественной войны, рассказывающих о том, что пришлось пережить народу и стране в течение трех долгих и мучительных лет под гитлеровской оккупацией. Публикуем мы в том числе и воспоминания наших читателей о той своей далекой жизни. Но напечатать такие материалы — только полдела. Вторые полдела — как сделать так, чтобы молодые действительно захотели эти публикации прочитать.


Да, пока пишут и звонят в редакцию немало. Настолько немало, что даже при огромном желании газета физически не в состоянии опубликовать все поступающие письма. Во время разговора приходится собеседников предупреждать и об этом, что некоторыми воспринимается с выраженной обидой. И тогда снова главным аргументом выступает тезис: «Надо, чтобы молодежь знала, что мы пережили...» Безусловно понимая и разделяя чувства и эмоции моих собеседников, иной раз осторожно интересуюсь: а ваши собственные внуки уже прочитали записи дедушки или бабушки? Слышу: да, конечно, даже помогали их составлять. Но, к сожалению, не редкость и такой, чуть обескураженный, ответ: «Ой, им некогда, они очень заняты, работают, учатся, а все свободное время проводят с компьютером...» Выходит, своих внуков–правнуков отвлекать нельзя. Но остальные — да, обязаны знать, как выживали во время войны чьи–то бабушки и дедушки...


Особенно грустно, когда из конверта на редакционный стол выпадает пожелтевшее от времени незамысловатое солдатское письмецо–треугольник или даже похоронка, — случалось и такое. Человек присылает нам практически самое дорогое — фактически часть своей жизни! Знает, что тем, кто рядом с ним, это не надо и не интересно? Страшно! В связи с этим вспоминаю предложение, высказанное во время недавнего интервью с бывшим белорусским Премьер–министром, а ныне пенсионером Сергеем Лингом: если старшее поколение обеспечит духовно–нравственное, культурное воспитание молодежи в своей собственной, отдельно взятой семье, можно будет не беспокоиться о моральном здоровье всего молодого поколения.


Хотя, конечно, из дела ни в коем случае нельзя исключать профессиональные воспитательные подходы и методы. Например, почему бы не объявить общенациональную молодежную акцию под условным девизом «Зайди к бабушке из соседней квартиры и запиши ее воспоминания о военном и послевоенном детстве». Собственно говоря, во многих учебных заведениях так давно и поступают. Но пока такому «тимуровскому движению» не хватает четкой организационной структурированности. Ведь подобные воспоминания, особенно собственноручные записи самих свидетелей событий, не должны складироваться где–то в шкафах школьных кабинетов истории. Их необходимо собирать в общедоступные фонды. А поскольку возможности существующих сегодня архивов и музеев все–таки в данном случае ограничены, нам нужен свой «институт Памяти», где можно и концентрировать такую «народную историю», и организовать работу с молодежью по самым разным направлениям гуманитарного и патриотического воспитания и образования.


По похожему пути идут во многих европейских странах, подобных принципов придерживаются в институте памяти жертв Холокоста Яд–Вашем в Иерусалиме. Кстати, обрабатывать поступающие материалы могли бы студенты — будущие историки, архивисты, музейщики. Ну чем не практика для них?


А вообще, стоит поторопиться — времени осталось очень мало. Что удастся собрать и сберечь сегодня и завтра, послезавтра станет настоящим национальным достоянием, источником достоверной информации и правдивой истории. Если все это упустить, будущим поколениям белорусов придется верить всякой несуразице, которую насочиняют для них новые «исследователи» и «писатели», которые в лучшем случае перед тем как выдать свой труд, прочтут заметку в Википедии, чтобы узнать, кто с кем воевал и чем все закончилось...


Советская Белоруссия №63 (24446). Пятница, 4 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter