Народ любой страны имеет право на революцию

Инстинкт саморазрушения

Уходящий год, как и несколько предыдущих, заметно обогатил историю революций. К «арабской весне» добавились события на Украине
Уходящий год, как и несколько предыдущих, заметно обогатил историю революций. К «арабской весне» добавились события на Украине

Безусловно, народ любой страны имеет право на революцию. Государственная власть может довести собственное население до состояния, когда жизнь становится невыносимой, а легальных путей изменить ситуацию нет. Такое в истории человечества случалось, увы, многократно.

Фото EPA/ТАСС
Фото EPA/ТАСС

Никакая революция невозможна, если для нее нет реальных внутренних причин. В последние годы в мире очень популярной стала точка зрения, что все революции устраивают США. При этом как-то забывается, что сотни революций происходили в те времена, когда Северная Америка была заселена лишь индейцами и бизонами. И прямо сейчас Вашингтон, даже если бы очень захотел, вряд ли сумел бы организовать революцию, например, в Швейцарии. Нет там для этого внутренних предпосылок.

При всем этом опыт последних лет очень ясно свидетельствует о том, что революция, мягко говоря, необязательно приносит счастье тем, кто ее совершил. Гораздо чаще получается совсем наоборот.

Прошло уже почти четыре года с тех пор, как весь мир наблюдал за событиями на площади Тахрир в центре Каира. Египтяне свергали президента Мубарака, который фактически был военным диктатором. Пройдя через несколько сотен погибших и огромный экономический ущерб, сегодня страна, по сути, получила такого же Мубарака (фельдмаршала Ас-Сисси), только гораздо более молодого, энергичного и жесткого. Самого Мубарака, скорее всего, скоро освободят из тюрьмы. Чего достигли революционеры – понять сложно. И это притом, что Египет отделался гораздо легче, чем другие страны.

Ливийский лидер Муамар Каддафи был личностью гораздо менее приятной, чем Мубарак. Он не принес счастья своей стране, несмотря на наличие у нее огромных запасов нефти при совсем небольшом населении. Однако после его свержения и убийства Ливия вообще прекратила свое существование как единая страна. Теперь на этой территории полный хаос и война всех против всех. Выиграли от свержения Каддафи лишь немногочисленные племенные вожди, «оседлавшие» нефтяные потоки. Кстати, проиграла и Европа, чья авиация в 2011 году полгода помогала повстанцам. Теперь из Ливии в Европу идет гораздо меньше нефти, зато намного больше беженцев.

Режим отца, а затем и сына Асадов в Сирии, конечно, был диктатурой. Правда, дети при ней учились в школах, а женщины ходили по улицам в европейской одежде. Пока Асада-младшего еще не свергли. В стране продолжается гражданская война с колоссальными жертвами и гигантским экономическим ущербом. При этом единственной альтернативой диктатору Асаду стало тоталитарное чудовище под названием «Исламский халифат», которое кроме четверти Сирии захватило еще и треть соседнего Ирака. Многие революционеры, свергатели диктатора, давно лежат в могилах, другие превратились в беженцев, третьи получили диктатуру гораздо худшую, но теперь за нее и воюют. Запад продолжает повторять заклинание «Асад утратил легитимность и должен уйти» и бомбит… противников Асада.

Президент Украины Янукович оказался одним из наиболее бездарных постсоветских руководителей. После Ющенко казалось, что зайти дальше в коррупции и развале экономики уже невозможно, но при Януковиче стало ясно, что очень даже возможно. Поэтому причины для его свержения  были, их создал не Вашингтон, а сам Янукович. Но в результате революции улучшений на Украине не произошло абсолютно ни в чем, а ухудшения – во всем, причем ухудшения качественные. Страна потеряла часть территории и получила гражданскую войну, что год назад казалось совершенно невозможным.

Революционерами принято гордиться и восхищаться – ведь они, рискуя жизнью, свергают преступную власть ради лучшего будущего своего и страны. Увы, очень часто получается, что на самом деле они значительно ухудшают жизнь свою и страны (вплоть до ее разрушения) и создают власть гораздо более преступную, чем свергнутая.

Так что, гордость и восхищение в этом случае не кажутся уместными.

Николай СТОГОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter