Инспектор - не волк, но и водитель - не заяц

Знаете, что такое "90 - 60 - 90"? Это эталон женской красоты? Отнюдь.
Знаете, что такое "90 - 60 - 90"? Это эталон женской красоты? Отнюдь. Как шутят многие водители, это езда по городу мимо гаишников. Ну а если серьезно, то все мы, водители, увидев инспектора на дороге, сразу же вспоминаем про непристегнутый ремень безопасности, про скоростной режим. И, проезжая мимо патруля дорожно-патрульной службы, очень надеемся, что удастся проскочить. Однако фортуна не всегда на нашей стороне, и не редкость, когда взмахом полосатого жезла именно вашей машине приказывают притормозить. Правда, если все документы в порядке и других причин для остановки не было, то беседа с инспектором, как правило, заканчивается быстро и можно двигаться дальше. Судя по редакционной почте, у многих водителей нередко возникает вопрос: а почему именно меня, а не соседнюю машину остановил патрульный, и вообще, что он имеет право потребовать, а что нет? В поисках ответов корреспондент "СБ" обратился к командиру минского батальона ДПС ГАИ Николаю ЖУКУ.

- Естественно, что, останавливая ту или иную машину, инспектор ДПС не гадает на кофейной гуще, а руководствуется вполне определенными соображениями. Дело в том, что каждое дежурство сотрудников дорожно-постовой службы начинается с инструктажа, где до их сведения доводится вся оперативная информация об угнанных и находящихся в розыске автомобилях. И если в сводке фигурировал, например, белый "Мерседес", то, конечно же, инспектор будет обращать особое внимание на машины этой марки и цвета. Так что обижаться, а уж тем более думать, что это от безделья сотрудник ДПС останавливает кого-то, не стоит. Кстати, результативность такой профилактической работы сомнений не вызывает, ведь именно таким образом выявляется большинство угнанных машин.

- А может ли инспектор на дороге проверить техническое состояние машины?

- Согласно действующему законодательству, такое право у него есть. В то же время сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы проверку техсостояния транспортного средства проводить лишь там, где есть необходимые для этого условия и приборы диагностики. По нашему мнению, инспектор ДПС должен следить за дорожным движением, а за техническим состоянием машин пусть смотрят специалисты-механики.

В этом же направлении уже давно ведется работа по искоренению и такой порочной практики, как мелочные придирки. Сейчас у инспекторов нет никаких планов и цифровых показателей. Основной упор делается на предупреждение и выявление серьезных нарушений. А если сотрудник ДПС будет выискивать, к примеру, в светлое время суток перегоревшие лампочки в габаритных огнях, то вряд ли его руководство посчитает подобное времяпрепровождение рациональным.

- Законодатель, определив в виде меры наказания за некоторые административные нарушения денежный штраф, установил достаточно большую "вилку", иногда достигающую восьмикратной разницы между минимальным и максимальным размером. Есть ли какой-то порядок, регламентирующий, когда и по какой шкале выписывать штраф?

- Решение о размере штрафа в пределах, определенных законом, принимает инспектор самостоятельно. Поэтому субъективные факторы здесь играют определяющую роль. Если сотрудник видит, что водитель преднамеренно совершил нарушение, при объяснении хамил и вел себя вызывающе, то вполне логично, что такому будет выписана максимально возможная сумма. А если нарушителем оказался пенсионер, который в силу каких-то объективных причин и неумышленно нарушил правила, то к нему вполне возможно снисхождение и штраф в минимальном размере. Разве это не справедливо? Так что пока закон не изменен, сотрудники ГАИ будут руководствоваться таким, какой есть.

- В каких случаях вносится запись в талон к водительскому удостоверению?

- Инспектор должен зафиксированное им нарушение, за которое предусмотрено в случае повтора в течение года более жесткое наказание, внести в талон. К таким относятся: несоблюдение скоростного режима, управление в состоянии алкогольного опьянения, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и некоторые другие. А вообще-то талон - это своеобразный "послужной список" водителя. Взглянешь на него, и сразу видно, кто стоит перед тобой, - лихач, не знающий меры, или обычный трудяга водитель.

- В обществе давно сложился достаточно устойчивый стереотип, что инспектор ГАИ умеет только наказывать, а помощи от него не дождешься. Однако говорят, что есть инструкция, обязывающая сотрудников ГАИ помогать попавшим в беду на дороге водителям. Так ли это?

- То, что работники ГАИ не помогают водителям, - утверждение неправильное. Просто эту сторону взаимоотношений никто не афишировал. Ну помог инспектор на трассе кому-то отремонтировать машину или дотянул до заправки - сам-то он об этом кричать не будет. А те письма с благодарностями, которые приходят в адрес руководства ГАИ, не рекламируются. Но, поверьте, их немало. Что же касается инструкции, то мы действительно говорим инспекторам, чтобы они не проезжали мимо попавших в беду. В то же время следует признать, что проблема изменения взаимоотношений между водителями и сотрудниками ГАИ существует, и она намного шире, чем просто техпомощь на дороге. Необходимо, чтобы каждый инспектор осознал, что это он работает для общества, а не наоборот. И водители должны воспринимать человека в форме не как Соловья-разбойника, а в первую очередь как помощника и защитника.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter