Участковый инспектор Анастасия Чуприс: надо верить тем, кто обещает исправиться

Инспектор Настя и ее участок

Еще недавно она не разбиралась в звездочках на погонах: в близком окружении людей в форме не было. От идеи поступать в Академию МВД долго отговаривали родители: «Трудно это для девушки!» Но Анастасия Чуприс не испугалась: получила красный диплом и за два года стала одним из лучших участковых инспекторов Минска.


17 ноября – День участкового инспектора

Мы встречаемся в субботу в опорном пункте общественного порядка № 23, который расположен на Партизанском проспекте. У участкового инспектора городского отдела милиции Ленинского РУВД теплый и уютный кабинет. Но кабинетной работу Анастасии точно не назовешь – каждый день она вдоль и поперек проходит свой участок. Сегодня в планах проверить притон. Пока идем, есть время поговорить о профессии, в которой не часто встречаешь девушек:

– Родители видели меня юристом или тренером. Возможно, физруком, потому что с восьми лет занимаюсь карате, стала обладательницей черного пояса и мастером международного класса. Несмотря на долгие уго­воры «подумать хорошенько», выбрала Академию МВД. После выпуска могла быть участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, работать в отделе гражданства и миграции или Госавтоинспекции. Больше всего вакансий среди участковых, и меня отправили сюда.

Первый рабочий день Настя запомнит надолго:

– Приехали на вызов, а в квартире – висельник. Участковые должны охранять место происшествия, собирать доказательства, показания свидетелей до приезда следственно-оперативной группы. Пока были в помещении, думала: раз так все началось, что же будет дальше. Но, к счастью, таких случаев больше не было. Хотя первый месяц голова шла кругом – думала, никогда не запомню все нюансы. Окончить вуз с отличием мало, многому пришлось учиться на работе. Но мне повезло с коллегами, начальником, которые быстро помогли освоиться.

Участок возле велоза­вода охватывает более 4000 жителей и десятки домов на пяти улицах. Район непростой, рассказывает Настя:

– Много пьющих, ранее сидевших. Наш опорный пункт лидирует по от­правке граждан в ле­чеб­но-трудовые профилактории. Не потому что мы, инспекторы, зверствуем. А потому что хватает людей, которые злоупотребляют спиртным и на этой почве совершают правонарушения. К сожалению, на преступлениях часто попадаются одни и те же. Съездят в ЛТП, вернутся домой и принимаются за старое. Но есть и те, кто исправляется, кодируется. Очень многое в такой ситуации зависит не только от нашей профилактической работы, но и от того, как семья поддерживает близких.


Почти все правонарушения и преступления совершаются вечером. Поэтому и график инспектора выпадает на вторую смену:

– Прихожу к трем часам, заканчиваю к 23:00. Работаю с заявлениями, посетителями, затем иду на обход. Часто выезжаем по обращениям, которые поступили по номеру 102. Когда визиты сложные (совершено преступление, надо многих опросить, собрать доказательства), можем задержаться на всю ночь.

Каждый день Анастасия проверяет так назы­ваемых профучетников и поднадзорных – людей, которые под особым присмотром милиции и должны находиться дома в определенное время:

– Это и бывшие сидельцы, и те, кто, злоупот­ребляя спиртным, совершает правонарушения в общественных местах, буянит дома. Контингент непростой, но все хорошо меня знают и относятся с уважением. Приемы карате или оружие применять не приходилось. С хамством тоже не сталкивалась. Наоборот, часто слышу обещания: «Игоревна, обязательно исправлюсь, пить не буду, с женой помирюсь». Может, потому что я девушка и верю им, многие стараются держать слово.

Наталья – одна из тех, кто тоже хочет изменить жизнь к лучшему. В социальной квартире, куда ее поселили как алиментщицу, чистые полы, сушится белье и пахнет бульоном. В комнате сосед чистит картошку. Он здесь оказался из-за долгов по коммуналке. Тихое жилище мало походит на притон:

– Раньше все было намного хуже: соседки Натальи устраивали пьяные посиделки, водили посторонних, скандалили, развели антисанитарию. Их недавно отправили в ЛТП, стало тише. Когда жильцы исправляются, поддерживают порядок, чистоту, мы снимаем с квартиры определение «притон».


Анастасия верит, что Наталья сможет изменить жизнь к лучшему

Поделиться своей историей Наталья не против, но от камеры отворачивается:

– Хвастаться нечем. Четыре года назад лишили родительских прав. Работу прогуливала, выпивала. Правда, сын всегда ходил накормленным и одетым. Но вины не отрицаю. Ребенка забрали в детский дом семейного типа. Сейчас учится в лицее на третьем курсе, живет в общежитии, ему уже 18 лет. Пока находится на гособеспечении, мне предоставили социальное жилье, трудоустроили. Работаю в автопарке уборщицей, 70 процентов зарплаты отдаю на алименты. На оставшиеся деньги выживаю сама. Стараюсь держаться, не выпивать. Мы переедем в свою квартиру в июне, когда сын окончит лицей. Конечно, я виновата перед ним. Прощение уже просила.

– И он вас простил?

– Простил. Какая бы ни была, все равно я мать. И его люблю. Постоянно за него волновалась, навещала, созванивалась каждый день. Некоторые вообще детей годами не видят и им все равно. Мне – нет, поэтому и хочу все исправить. Никогда не поздно одуматься.

Угроза жизни, хищения, кражи, мошенничество, подделка документов – в этом году Анастасия раскрыла пять дел, в прошлом – девять:

– Расстраивает, что много преступлений совершается в семьях, причем в 99 процентах – на алкогольной почве. Пожилых родителей часто спасаем от сыновей-пьяниц, которые забирают пенсию и бьют их. Недавно был случай: муж чуть не задушил жену. Мы знали эту семью, заявления от супруги получали, привлекали домашнего тирана по административной статье. На этот раз он перешел от угроз к действиям, но жена успела набрать 102, а мы – вовремя приехать.

Два выходных подряд у Анастасии случаются редко. Или в субботу, или в воскресенье есть дежурство. Да и в праздники дома не застать – Анастасия следит за порядком в городе, на концертах, в спорткомплексах. Ей предлагали повышение, другую должность с более спокойным графиком. Отказалась:

– Люблю движение, общаться с людьми. У многих жителей есть мой мобильный, если что-то случилось, они всегда могут позвонить. Меня нет ни в одной соцсети: реальная жизнь настолько захватывает, что виртуальная не нужна. Скучно не бывает.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter