Инспектор и детектор

Приборы для ГАИ и для водителей
Чем–то все это напоминает игру в кошки–мышки. Одни нарушают, превышают, употребляют. Другие уличают и пресекают, не без помощи умных и чутких приборов, конечно. Причем не успеваешь вникнуть в суть одной технологичной новинки, как появляется очередная.

К примеру, стоило сотрудникам ДПС взять в руки радары, как ловкачи–автомобилисты установили в салонах машин радары–детекторы. Впрочем, недолго те радовали хозяев. Изобретатели тут же придумали для ГАИ приборы фото– и видеофиксации, которые ну очень сложно засечь.

Но одна тенденция очевидна: с каждым днем ездить по правилам становится спокойнее и комфортнее для самих же водителей.]

База, ответьте!

Самый рядовой случай. Водитель забыл удостоверение дома, а остановили его где–нибудь на отдаленной трассе. Как проверить, что он говорит правду? Звонить в «дежурку»? Прошлый век!

После того как в начале этого года сотрудники ГАИ получили карманные компьютеры, все стало гораздо проще. Достаточно ввести, к примеру, фамилию автомобилиста или номер машины. В считанные секунды компьютер получит всю информацию о водителе из базы МВД. Есть ли такой человек или это выдуманный персонаж, за что штрафовали, какие машины зарегистрированы на это имя, изъяты у него права или нет. Даже пришлет фотографию, чтобы сотрудник ГАИ мог удостовериться, тот ли это человек! Умный прибор работает везде, где есть GSM–связь. Компьютер легко помещается в кармане, а подзаряжается от электрической сети, как мобильник.

— В каждом районе страны будет как минимум один такой компьютер. А в Минске — почти у каждого инспектора ГАИ, — раскрывает планы старший инспектор УГАИ МВД Николай Игнатович. — Он поможет не только уличить нарушителей, но и, скажем, раскрыть угон машины или обнаружить злостного неплательщика алиментов. Незаменимая вещь на загородной трассе для сотрудника ДПС!

Нарушители попадут... в «камеру»

Вот уже несколько лет как ГАИ объявила фотоохоту на дорожных хулиганов, и те, надо признать, поумерили пыл. Во многом именно благодаря новому поколению скоростемеров стало гораздо меньше спорных ситуаций, да и с доказательной базой теперь полный порядок. Особенно хорошо зарекомендовал себя прибор с нехитрым названием «Арена», который на одном из минских проспектов фиксировал нарушения каждые четыре секунды.

Принцип его действия прост. Специальное устройство, регистратор скорости, устанавливают около края проезжей части или прикрепляют к путепроводу. Инспектор ДПС находится в километре в патрульной машине и получает картинку на ноутбук. Потом — дело техники. Водителя останавливают и показывают фото, на котром зафиксировано нарушение.

Можно настроить «Арену» и по–другому — запрограммировать на определенную скорость и поставить на режим записи. Самых злостных нарушителей потом вызывают в ГАИ. Есть одна хитрость: хотя радары–детекторы «не видят» «Арену», но иногда срабатывают. Почему?

— Это мое ноу–хау, — не стал скрывать Николай Федорович. — Секрет не раскрою, но скажу одно верное средство: не нарушайте правила. Для вас же спокойнее и безопаснее будет.

Еще один прибор, который пришелся очень кстати, — это «Визир». Разработчики, грубо говоря, скрестили радар и видеокамеру. Прибор не только фиксирует превышение скорости, но и «замечает», кто из водителей проехал на красный, разговаривает по мобильнику, неправильно припарковался или создал аварийную ситуацию. Тоже полезная штука. Ничего не подозревающего нарушителя останавливают и показывают «короткометражный» документальный фильм с его участием в главной роли.

Левый не пройдет!

Как отличить, к примеру, фальшивый техпаспорт от оригинала? Белорусские документы инспектора ДПС знают хорошо. А если водитель приехал из–за границы? Поди запомни все справки и удостоверения! Зато в кармане всегда есть крохотный «помощник». Специальный прибор читает водяные знаки, нити безопасности, контролирует ширину типографских линий. Словом, распознает полиграфическую защиту и заметит любое искажение (допустим, вписаны «лишние» слова или есть подтертости). Фальшивомонетчикам обмануть его будет очень сложно!

Дышать или не дышать?

Есть алкометры персональные и профессиональные. Первые покупают водители. «Дыхнул» — и знаешь, что доехать до работы лучше на троллейбусе. Однако есть определенная степень погрешности, так что полагаться на него полностью не стоит. Профессиональные используют инспектора ГАИ, которые патрулируют дороги. Такие алкометры могут довольно точно определить количество алкоголя в выдыхаемом воздухе. Но самые точные — у медиков. Они рассчитаны на частое использование.

Ответ на радар

Автомобилисты очень быстро придумали чуткого «помощника» — радар–детектор, который сигнализирует: мол, где–то рядом «ловят» на скорость. У нас он (в отличие от антирадаров, которые искажают данные о реальной скорости) не запрещен. Позиция такова: чем чувствительнее радар–детектор, тем чаще он срабатывает от посторонних помех. А, значит, водитель, надеемся, будет придерживаться разрешенной скорости. Но в страны Западной Европы его лучше не брать. Знакомым выписали крупный штраф во Франции, хотя радар–детектор просто лежал у них в «бардачке».

Видео невидимо

Сейчас назревает новая тенденция. Водители в прямом смысле слова обвешивают машину по периметру миниатюрными камерами. Зачем? Это незаменимый «свидетель» в случае ДТП или взлома! Простенькие камеры «помнят», что происходило в течение последних нескольких часов. Но есть видеосистемы и посерьезнее — с датчиками движения и круглосуточным наблюдением. Они, конечно, стоят дороже. Вся система, а это видеорекордер как минимум с четырьмя камерами и картой памяти, обойдется около 600 у.е. И это цена без установки!


Из истории вопроса:

Кто бы мог подумать, что еще в 60–х годах инспектора ГАИ измеряли скорость машин... с помощью секундомера. На трассе выбирали две контрольные точки, допустим, фонарные столбы. Два щелчка секундомером — и вычислялась скорость авто. Голая арифметика! Сейчас все это за доли секунды делает техника, да еще и перепроверяет. Теперь многие требуют доказательств нарушения, а тогда мало кто оспаривал претензии.

— Старожилы ДПС, которые уже находятся в отставке, припомнили лишь два случая, когда нарушители не согласились со штрафом. Хорошие были времена, — улыбается Николай Игнатович. — Сейчас скорости возросли, водители, чего греха таить, стали хитрее.

В 70–е инспектора ГАИ взяли в руки механический радар со световым индикатором скорости «Фара». Да–да, не удивляйтесь, был и такой! Сотрудники ДПС выставляли порог скорости. Лампочка моргнула, значит, водитель превысил...

Первые серьезные радары появились в 1977 году: в Минскую ГАИ передали два американских Speedgun, но с ними произошел полуанекдотичный случай. Один из них тут же безнадежно сломался, а второй периодически приходилось отдавать в ремонт, однако в 1982 году и он полностью капитулировал.

Потом был «Барьер», разработанный на оборонном заводе в Днепропетровске. Да, большой (состоял из трех блоков), неудобный (мешала паутина проводов), «близорукий» (измерял скорость только на расстоянии 100 — 150 метров). Но это уже был более–менее серьезный прибор. В начале 90–х поступили немногим более совершенные модели «Барьер–2» и «Барьер–2М». От своего предшественника они отличались, пожалуй, только весом. Аккумулятора хватало ненадолго и приборы постоянно ломались.

В конце 90–х УГАИ МВД обратилась на санкт–петербургский завод ЗАО «Ольвия» с предложением разработать современные приборы для измерения скорости. И вот уже через некоторое время на вооружение ГАИ поступают новые радары с хорошими характеристиками. Измерители скорости «Сокол» сначала опробовали в спецподразделении ДПС «Стрела», а потом удобные радары появились во всех остальных подразделениях ГАИ. В 2001 году — очередная новинка на этот раз от другого санкт–петербургского предприятия — НПП «Симикон». В патрульных машинах ГАИ появляется всем хорошо известная «Искра–1» с видеоприставкой «Кадр».

фото Артура Прупаса, «СБ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter