Иногда он играл себя

28 июля почитатели Владимира Басова, выдающегося режиссера и одного из самых талантливых отечественных киноактеров, отметили его 90-летие.

28 июля почитатели Владимира Басова, выдающегося режиссера и одного из самых талантливых отечественных киноактеров, отметили его 90-летие.

– Из всех фильмов, поставленных отцом, наибольшие эмоции вызывает у меня «Щит и меч» по роману Вадима Кожевникова, потому что с ним связаны детские воспоминания о моей жизни в Германии, ведь действие большей части фильма происходит именно там, – рассказывает сценарист и режиссер Александр Басов, младший сын Владимира Басова.

Но лучшими картинами отца считаю «Возвращение к жизни» и «Золотой дом». «Возвращение к жизни» назвал лучшей картиной Басова и критик Александр Шпагин в программе «Премьера, которой не было» – о подзабытых картинах. К сожалению, у отца целый ряд таких картин, и напомнить о них – дело критиков. Критики, к слову сказать, ругают картину «Метель» по Пушкину, считают чуть ли не худшей, а я считаю, что в ней тоже был некий прорыв, и вообще она стала предвестницей видеоклипов. Она, конечно, бессодержательна, сюжета там на три минуты, как и у Пушкина, кстати, на три странички, но сделана в нестандартном для того времени жанре, и трудно сказать, кто там в большей степени режиссер-постановщик – Басов или Свиридов. Но это действительно цельное произведение, кино- и музыкальная сюита. И может, действительно смысл этого фильма в том, что там все подчинено музыке. Музыка там играет, как ни странно, главенствующую роль, потом идет Пушкин, и только на третьем месте – Басов. Считаю, сейчас самое время вернуться и пересмотреть «Метель», подумать, что, может быть, на этом пути есть чего добиваться.

– Чем отметите юбилей отца?

– На канале «Культура» делаю документальный фильм о нем. В кои-то веки отвоевал себе право и сам написал сценарий, поскольку меня раздражали фильмы и передачи, в которых непременно говорилось о том, сколько Владимир Басов выпил, с кем жил, от кого ушел. У нас сейчас это любимая тема – вся эта «демьянова уха», бытовуха, из-за которой теряем смысл того, чем человек занимался всю жизнь. В фильме будут использованы отрывки из фильмов отца, в том числе из тех, которые не показываются. 

– А о наиболее интересных ролях Владимира Басова расскажете? Например, как оцениваете его роль в фильме «Москва слезам не верит»?

– Не думаю, что это большое достижение, да и не особо люблю этот фильм, роль отца в «Мимино» люблю больше. Вообще известные роли отца настолько замылены, что не буду о них говорить. А из картин, не очень известных, меня поразила «Любовь к трем апельсинам» по опере Прокофьева, снятая на «Ленфильме» Виктором Титовым. Картина не стала популярной и публике не понравилась. Отец там играет маэстро Дапертутто, режиссера театра масок. Знаковая роль. По большому счету, там он играет себя, и очень точно играет:  внимательный зритель много узнает о Владимире Басове и о его отношении к искусству.

– Вел ли ваш отец дневники?

– Нет, не любил, не заботился о посмертной славе, он был реальным человеком. После его смерти мало осталось записей, никто не догадался даже магнитофон включить. Но я собрал все что смог и смонтировал книгу – «Владимир Басов. Сколько себя помню», она есть в сети. Книге уже 20 лет, но мне до сих пор не удалось найти издателя. 

– Приходилось ли вам экранизировать литературу? Как считаете, достаточно ли сегодня образцов для экранизации?

– Нет, я снимаю кино в основном по собственным сценариям. И не потому, что мне ничего не нравится, просто то, что нравилось, как правило, не проходило, а искать то, что пройдет, не очень хотелось. Единственный случай – моя дипломная картина, которую я снял по рассказу театрального режиссера Михаила Захаровича Левитина. Так что, думаю, у нас есть проблемы как с литературой, так и с кино. Они как-то разобщены, литература должна ставить корневые вопросы и создавать корневые смыслы, а если она оказывается на периферии, то и кино на периферии. Раньше сценарии были литературой, сейчас это что-то вроде бухгалтерской ведомости, некий полуфабрикат, который не имеет никакого смысла, и драматургического в том числе. Литература должна читаться, а если ее не читают, то это не означает, что публика – дура. Если литература говорит о том, что болит, как писал Маяковский, то публика будет ее читать. И тогда будет что экранизировать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter