Инновационный климат теплеет

ГКНТ: 2012-й улучшил климат для коммерциализации науки

Принятые законы позволяют на это надеяться

Создание более благоприятных условий для развития исследовательской деятельности и коммерциализации результатов научного поиска можно отнести к серьезным достижениям 2012 года, подчеркнул на встрече с журналистами председатель Государственного комитета по науке и технологиям Игорь Войтов.

Он отметил, что одним из важнейших условий по решению поставленных перед научно-инновационным комплексом задач является законодательное обеспечение инновационного развития, основой которого стал принятый в июне 2012 года Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Без него было бы невозможно поступательное развитие инициатив главы государства, правительства и научного сообщества по созданию в стране инновационной экономики.

К важным шагам можно отнести также внесение дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь, которые предусматривают введение новых налоговых льгот. Например, технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты технопарков отныне должны уплачивать налог на прибыль по ставке 10 процентов. Также облагается налогом на прибыль по ставке 10 процентов прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными. Кроме того, предусмотрены налоговые льготы для инновационной продукции.

Трудно продвигалась реализация идеи организации венчурного финансирования, но и здесь в уходящем году наметились позитивные перемены. Впервые в стране закреплены на законодательном уровне вопросы управления фондом венчурного капитала и способы финансирования венчурных проектов. Эти нормы будут способствовать активизации привлечения частных и иностранных инвестиций в инновационную сферу, диверсификации источников ее финансирования.

Как пояснил Игорь Войтов, решено, что венчурная организация может передавать свое имущество, включая денежные средства, в доверительное управление. Доверительный управляющий формирует портфель венчурных проектов, предложения по объектам инвестиционной деятельности в инновационной сфере, а также осуществляет иные функции в соответствии с договором доверительного управления имуществом венчурной организации.

Доверительный управляющий несет ответственность за убытки, причиненные им венчурной организации, в соответствии с договором доверительного управления имуществом венчурной организации и законодательством. Отбор венчурных проектов для их финансирования осуществляется на основании результатов экспертизы с учетом оценки риска инновационной деятельности.

Экспертизу венчурных проектов, а также оценку риска инновационной деятельности, связанного с реализацией венчурных проектов, вправе осуществлять доверительный управляющий, венчурная организация или по договору с ней иная организация либо индивидуальный предприниматель.

С целью снижения риска инновационной деятельности из проектов, имеющих положительные результаты экспертизы, должен формироваться портфель венчурных проектов. Их финансирование осуществляется путем, во-первых, покупки акций субъектов инновационной деятельности, созданных в форме хозяйственных обществ, с увеличением размера их уставных фондов и, во-вторых, предоставления субъектам инновационной деятельности целевых займов на реализацию венчурных проектов, а также иными способами. При этом доля финансирования венчурного проекта не может превышать 50 % балансовой стоимости активов венчурной организации.

— В Законе «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» определены и закреплены единые подходы к стимулированию инновационной деятельности, — сказал Игорь Войтов. — Признано, что равенство субъектов инновационной деятельности независимо от их формы собственности является одним из основных принципов стимулирования внедрения новшеств. Распространение государственных гарантий прав субъектов инновационной деятельности на всех субъектов инновационной деятельности, независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, будет способствовать активной и действенной либерализации экономических отношений, повышению инвестиционной привлекательности страны.

Очень важно, что отныне юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при производстве новой или усовершенствованной продукции, производстве товаров на основе разработанной технологии, а также при оказании новых услуг обязаны выплачивать вознаграждение их авторам. Его размер — не менее 10 процентов годовой прибыли, полученной от реализации этой продукции, услуг и остающейся после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей. Причем выплаты должны производиться в течение пяти лет с момента начала реализации продукции, услуг.

Также обладатель имущественных прав на результаты разработки новой или усовершенствованной продукции, технологии, новых организационно-технических решений обязан выплатить вознаграждение разработчикам на основании договора в размере не менее 30 процентов дохода, полученного правообладателем по лицензионным договорам о предоставлении права использования этих результатов.

Юридическое лицо при использовании новой или усовершенствованной продукции, технологии, новых организационно-технических решений, услуг в случаях, когда не предполагается получение прибыли от их использования, а достигается иной значимый результат, обязано выплатить разработчикам на основании договора единовременное вознаграждение, размер которого устанавливается законодательством.

Председатель ГКНТ подчеркнул, что Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» позволит определить четкий механизм государственного стимулирования инновационной активности, основанный на принципах равенства субъектов инновационной деятельности, использования конкурсных процедур, гласности и ответственности за достижение планируемых результатов. Он также будет способствовать построению единой, внутренне непротиворечивой и эффективной системы управления инновационной деятельностью.

Разумеется, далеко не все системные недостатки и проблемы научной сферы устраняются принятыми документами. Среди основных проблем, требующих незамедлительного решения, специалисты называют, например, отсутствие в ряде отраслей профильных НИИ, КБ, полноценного института генеральных конструкторов. Кроме того, по направлениям создания техники и технологий отсутствует должная координация деятельности научно-технической сферы. Восприимчивость результатов научных разработок отраслями реального сектора экономики недостаточна. Поэтому работа над решением названных и других проблем будет продолжена.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter