Инновационное движение

Внедрение на дорогах Беларуси системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств не должно снизить транзитные потоки и затронуть интересы белорусских граждан

Внедрение на дорогах Беларуси системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств не должно снизить транзитные потоки и затронуть интересы белорусских граждан

Обращаясь к представителям правительства на совещании по вопросу реализации инвестиционного проекта создания и эксплуатации системы электронного сбора платы за проезд транспортных средств, Президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал доложить о том, насколько объективно изучен вопрос стоимости создания подобной системы на мировом рынке и для Беларуси, а также какова степень инновационности этого проекта.

Главу государства также интересовало, как проработано участие в нем отечественных организаций. Важен и вопрос, как отреагируют участники транспортных потоков на внедрение новой системы.

Основным инвестором и исполнителем проекта выступает австрийская компания “Капш” — мировой лидер по созданию и эксплуатации аналогичных систем. Компания “Капш” занимает более 60 процентов мирового рынка в данном сегменте. Она успешно реализовала свыше 140 подобных проектов в 30 странах мира.

На совещание был приглашен представитель компании-инвестора Эрвин Топлак, который рассказал о своем видении проекта в Беларуси. Создаваемая в стране система взимания платы будет основана на технологиях микроволновой передачи данных на коротких расстояниях. Предлагаемая система требует использования бортовых устройств во всех транспортных средствах, с которых взимается плата. Бортовые устройства планируется распространять через сеть распределительных пунктов, в частности, АЗС, объекты придорожного сервиса. Сигнал, поступающий с бортового устройства через установленный над дорогой портал с электронными компонентами, передается по каналам связи в центральный офис, где и происходит фиксация оплаты за проезд. Пополнение счета для оплаты можно будет производить в пунктах распространения бортовых устройств. Эрвин Топлак продемонстрировал главе государства бортовые устройства, используемые в грузовых и легковых автомобилях.

Система не требует введения ограничений по скорости, количеству полос движения и перестроению между ними, а также не создает каких-либо других помех движению транспортных средств.

Создаваемая система будет иметь техническую совместимость с аналогичными системами взимания платы, которые эксплуатируются в таких европейских странах, как Австрия, Чехия, Швейцария, Швеция, Польша, Италия, Франция, Испания, а также разрабатываются в Российской Федерации.

Проект в Беларуси планируется реализовать в три фазы, установив системы на основных республиканских трассах. Первая фаза проекта может быть реализована уже к июлю 2013 года. Как отмечает инвестор, для пользователей эта система удобна и проста в эксплуатации. Всего планируется распространить ее действие примерно на 2800 км дорог.

Действующая в настоящее время в Беларуси система сбора средств создана в 1996 году и уже устарела не только технически, но и концептуально. В ходе совещания было высказано единодушное мнение о нецелесообразности ее дальнейшего развития ввиду дороговизны и недостаточной эффективности.

Реализация проекта создания системы электронного сбора платы за проезд осуществляется за счет инвестора без привлечения бюджетного финансирования. В последующем созданная система передается в собственность Республики Беларусь. Окупаемость проекта — три года.

Поступившие в доход республиканского бюджета средства планируется направить на дальнейшую модернизацию автомобильных дорог, соединяющих Минск с областными центрами, и основных международных транспортных коридоров. Это в свою очередь позволит создать сеть дорог европейского класса, повысить привлекательность маршрутной сети и даст мощный толчок развитию транзитного потенциала страны.

На первоначальном этапе для обслуживания системы будут привлекаться зарубежные специалисты. В последующем ее эксплуатацию планируется осуществлять только силами белорусских специалистов. При этом инвестор гарантирует, что не менее 30 процентов работ по созданию системы будет произведено белорусской стороной. Он также готов увеличить данный процент до 50, если предприятия страны смогут обеспечить соответствующее качество.

Как было подчеркнуто участниками совещания, для автомобилистов стран Таможенного союза, как передает пресс-служба Президента, проезд по белорусским дорогам будет бесплатным.

На совещании был детально обсужден проект, предложенный австрийской компанией. По результатам состоявшегося разговора глава государства поручил еще раз проработать вопрос распределения долей участников. После того как стороны придут к соглашению, Президенту будет представлен проект соответствующего указа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter