За прошлую пятилетку экспорт высокотехнологичных товаров принес стране около 37 миллиардов долларов

Инновации с заводской пропиской

В прошлом году в рейтинге самых инновационных стран Беларусь оказалась на 53-й позиции, с приличным отрывом обойдя Украину и Грузию. Конечно, это не предел наших возможностей, тем более что страна взяла курс на расширение инновационной экономики, одной из движущих сил которой был и остается кадровый потенциал. Подробнее о наших возможностях и перспективах мы беседуем с начальником управления инновационной политики Государственного комитета по науке и технологиям Евгением МАЛЬЧЕВСКИМ.

— Безусловно, кадровый инновационный потенциал нашей страны очень высок. И это положение сформировалось еще во времена Советского Союза, когда у нас были созданы мощные научные школы, включавшие в себя целый ряд направлений. В их числе машиностроение, приборостроение, лазерно-оптическая техника, основы для развития био- и нанотехнологий. Мы сохранили этот костяк. В то же время не стоим на месте: принимаются меры по привлечению талантливой молодежи в науку, удержанию ее в стране, чтобы в процессах глобализации не потерять будущих видных ученых. 

— Что делается, чтобы избежать утечки талантов? Есть ли у нас в стране те, кто может передавать им знания?

— Люди, как правило, хотят остаться. Но им важно чувствовать заботу и внимание государства. В первую очередь, конечно же, в решении жилищного вопроса — и по Программе совершенствования научной сферы есть подвижки, в частности через обеспечение молодых талантливых ученых арендным жильем. 

Что касается опытных и ценных научных кадров, разумеется, в нашей стране они есть. Но очень важно не упустить момент смены поколений, поскольку, и это не секрет, идет старение научных кадров. Многие доктора наук уже в преклонном возрасте. Поэтому так важно привлекать в науку молодые таланты, чтобы передать им накопленные знания. 


— Как еще можно поддержать молодого ученого?

— Средняя зарплата молодого ученого не слишком высока. Если ребята остаются работать в научных организациях, учреждениях высшего образования, то в основном по зову сердца, не из-за материальной составляющей. Поэтому мы задействуем механизмы стимулирования инновационной деятельности, чтобы повысить их материальную заинтересованность. Есть целый ряд мероприятий, стартапов, которые направлены на поддержку талантов вне рамок учебного процесса. Например, ежегодный Республиканский конкурс инновационных проектов. В рамках этого конкурса, кстати, мы финансируем разработку проектов бизнес-планов и первые этапы их реализации. Конкурс помогает также найти инвестиционную поддержку. 

К слову, многие из проектов, ставших победителями в номинации «Лучший молодежный инновационный проект», уже успешно реализованы, и по ним получен экономический эффект — около 2,5 миллиарда рублей! Например, только по одному проекту «Биорассасывающиеся противоопухолевые препараты для локальной химиотерапии злокачественных новообразований: темодекс и проспиделонг» в 2014—2015 годах УП «Унитехпром БГУ» произвел в РУП «Белмедпрепараты» и реализовал фармацевтической субстанции более чем на 1,3 миллиарда рублей.
В соответствии с Указом Президента лучшие талантливые молодые ученые, работающие в организациях, которые выполняют научные исследования и разработки в области естественных, технических, социальных и гуманитарных наук, ежегодно поощряются стипендиями. В прошлом году 24 талантливых молодых ученых, работающих над диссертационными исследованиями для развития высокотехнологичных производств (V и VI укладов экономики), получили стипендии Главы государства.


В этом году также мы планируем провести конкурс «Лучший изобретатель» с денежным вознаграждением, где будет номинация для молодежи. 

— Насколько сегодня сложно встретиться изобретателю и коммерсанту?

— Чтобы помочь этой встрече, ежеквартально мы проводим ярмарки инновационных проектов, где ученые, в том числе молодежь, могут показать свои идеи и разработки промышленникам. Не секрет, что у многих проектов, даже самых интересных, с коммерциализацией могут быть проблемы. На последней такой ярмарке, восьмой по счету, были представлены работы в области химии и нанотехнологий. Есть реальные результаты их проведения: сумма заключенных договоров составляет 2,7 миллиарда рублей. Может быть, это не слишком много в масштабах страны, но процесс пошел. Конечно, на самих ярмарках договоры, как правило, не заключают — происходит знакомство с разработкой. Ее внедрение — процесс сложный. Предприятие должно оценить все риски, провести исследования, технологическую отладку, отработку. До заключения договора может пройти и полгода, и год. Но мы надеемся, что в скором будущем количество заключенных договоров вырастет в разы.

Однако ярмарки не панацея. Во всех странах существует инновационная инфраструктура, например центры трансфера технологий — посредники между учеными и промышленниками, потому что зачастую у них нет точек соприкосновения. Ученый, например, не всегда понимает нюансы производственного процесса и его экономику, в свою очередь производственник не всегда может видеть потенциал и выгоду данной разработки. Поэтому нужно развивать такое посредничество. Пока у нас 4 таких центра — в Минске, Гомеле, Витебске, Лиде. Но этого явно недостаточно, особенно для регионов. Планируется их создание в Гродно и Могилеве в этом году. 

Планируется также создание широкой сети инжиниринговых организаций, которые будут заниматься адаптацией технологий под нужды конкретных предприятий. Такие организации пока работают в сферах медицины, строительства, автомобилестроения. А такая перспективная сфера, как бионанотехнологии, пока не охвачена. В июле мы планируем открыть базовый инжиниринговый центр в Белорусском институте системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы. Примерно в это же время на базе Национального центра интеллектуальной собственности откроется Центр содействия коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, который будет, в частности, обеспечивать сопровождение сделок, подготовку договоров. 


— И все же успешные менеджеры из числа ученых, которые вполне удачно сами продвигают свои разработки, насколько мне известно, есть.

— Примеры, когда видные ученые реализовали себя не только в научной сфере, но и в бизнесе, имеются. Например, генеральный директор УП «АДАНИ» профессор Владимир Линев — изобретатель, автор более 100 патентов в различных областях приборостроения, — создал предприятие, которое производит самую современную медтехнику, а это технологии пятого (!) технологического уклада. «АДАНИ» разрабатывает, производит и поставляет на мировые рынки, в том числе в США, цифровые рентгенографические сканирующие системы, основанные на оригинальной запатентованной технологии получения цифрового рентгеновского изображения. 

Директор СП «ЛОТИС ТИИ» Владимир Кононов — выпускник кафедры лазерной физики и спектроскопии физического факультета БГУ, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии в области науки и техники. Совместное белорусско-японское предприятие за время существования изготовило и поставило более 1000 лазеров и лазерных систем, которые относятся к дорогостоящему высокотехнологичному оборудованию. 90 процентов этой продукции успешно используется в России, на Тайване, в Польше, Китае, Испании, Корее, Сингапуре, Германии, Италии, Англии и других странах. Стоимость одного лазера может исчисляться сотнями тысяч долларов, в то время как себестоимость товара достаточно низкая. Предприятие получает серьезную прибыль за счет высокой добавленной стоимости. Вот на такую продукцию наши предприятия должны переходить, отказываясь от менее конкурентоспособных производств. Кстати, это одна из основных задач нашей Программы инновационного развития на текущую пятилетку. 

Мы поставляем на экспорт не только товары, но и технологии. Так, объем экспорта объектов интеллектуальной собственности за пять лет, с 2010 года, увеличился на 300 процентов — с 8,5 до 39 миллионов долларов. Но это не самоцель. Продавать можно только технологии, которые у нас отработаны или если нет возможности их освоить. Иначе это как торговля дешевым лесом и покупка дорогой мебели, то есть невыгодно нашей стране. В целом же могу сказать, что на прошлую пятилетку было запланировано достичь общей суммы экспорта высокотехнологичных товаров в 25 миллиардов долларов. Так вот, этот показатель мы превысили на 12 миллиардов! В общем объеме экспорта доля высокотехнологичного у нас около 30 процентов. И эта цифра ежегодно растет. 

Справка «Р»

Сейчас в стране научные исследования и разработки выполняют более 450 организаций. Общая численность научных работников — свыше 27 тысяч человек, из которых 671 доктор и 2867 кандидатов наук.

Большинство организаций, выполняющих научные исследования и разработки, представляют сектор коммерческих организаций (предпринимательский сектор) — 294 организации с общей численностью сотрудников 17,3 тысячи человек. В секторе высшего образования научные исследования и разработки выполняют 2,8 тысячи сотрудников из 66 организаций. На государственный сектор приходится 94 организации с общим количеством сотрудников 7,1 тысячи человек.

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter