
Отличная работа
Во время церемонии генеральный директор «БКМ Холдинг» Тарас Мурог вручил символический ключ от нового трамвая директору филиала «Трамвайный парк» государственного предприятия «Минсктранс» Николаю Гапановичу. А заместитель министра промышленности Андрей Кузнецов отметил, что за 52 года своего существования завод от ремонтных работ перешел к созданию инновационных продуктов:— Новый низкопольный трамвай очень удобен, он также будет радовать глаз жителей Минска. Сегодня «БКМ Холдинг» работает рентабельно. Он завершил с положительным результатом 2024 год. Могу с уверенностью сказать, что компания выполнила все задачи, которые перед ней были поставлены Правительством. В целом 2024 год промышленный сектор страны завершил с положительной рентабельностью, с ростом экспорта и производства. Наш основной потребитель электротранспорта — Россия. Мы осваиваем и рынки дальней дуги.

Кроме того, он напомнил, что в 2023–2024 годах реализовывались пилотные проекты по обеспечению электротранспортом Жодино и Шкловского района.
— Наши электробусы себя там неплохо зарекомендовали. Мы будем и дальше развивать это направление. Сегодня такой инновационный продукт требует рынок, — пояснил Андрей Кузнецов.
Востребованы на рынке
В свою очередь Тарас Мурог рассказал, что в 2025 году основной экспортный контракт завода будет реализовываться на совместном предприятии в Нижнем Новгороде.— Там реализуется проект по модернизации трамвайных путей и трамваев. Это 170 единиц машин, 71 уже реализована. У нас достаточно значительная часть экспортных контрактов. Второй по значимости — Краснодар, куда планируется поставить 30 вагонов модели Т811. В наши города мы поставим трамваи в Мозырь и Витебск. Одним из главных направлений развития сегодня является производство трехсекционных низкопольных вагонов модели Т856. Она увидит свет в 2025 году. Также продолжаются работы по созданию второй версии электрогрузовика. Работаем над беспилотной тематикой. У нас в этом году должна появиться девятиметровая машина с беспилотным управлением. В 2024 году у нас были хорошие результаты, в текущем планируем также добавить. Пассажирский электрический транспорт на рынке сейчас востребован. Кроме России, намерены в этом году зайти с трамвайной тематикой в Казахстан, — сообщил директор «БКМ Холдинг».

Николай Гапанович обратил внимание, что за время эксплуатации низкопольную модель Т811 высоко оценили как водители, так и пассажиры:
— Конечно же, этот трамвай — уже другой уровень удобства. Это действительно инновационный продукт. В нем много удобных функций. Пассажиры также оценили его положительно. Мы выпустили 26 января на линию первого и четвертого маршрутов два вагона. В дальнейшем все остальные вагоны будем эксплуатировать на первом маршруте. Для водителей появился ряд удобств — облегчилось управление трамваем. Многие системы стали автоматизированными. В целом повысилась плавность хода.
Говоря об обновлении парка техники, Николай Гапанович отметил, что для филиала предусмотрено получение 20 вагонов.
— Мы 7 вагонов получили в прошлом году и 13 вагонов получим в этом, — пояснил он.

Для всех пассажиров
Новые модели трамваев «БКМ Холдинг» известны своей низкопольной конструкцией, что обеспечивает доступность для всех категорий пассажиров.В новом трамвае реализованы современные технологии, включая систему климат-контроля, видеонаблюдение и USB-разъемы для зарядки мобильных устройств. Минский трамвай обладает максимальной пассажировместимостью в 160 человек и оборудован 33 пассажирскими местами.Его длина составляет 16,5 метра, а ширина — 2,5 метра. Трамвай способен развивать максимальную скорость до 75 км/ч, а в случае аварийной ситуации на линии электропередач имеет автономный ход на расстояние до 1 км.

«БКМ Холдинг» — один из ведущих производителей городского электротранспорта в СНГ и единственный производитель трамваев в Беларуси. За 25 лет предприятие выпустило более 10 моделей трамваев и модификаций с разным уровнем пола. Первый трамвай выпущен в 2000 году и назывался «1М». Самые популярные модели в истории — 60102 и 62103.
Уже с 2022 года старые кузова перестают производиться и с конвейера выходит полностью низкопольная модель трамвая Т811 на базе собственных тележек и с максимальной локализацией комплектующих. Такие трамваи уже вышли на линии Нижнего Новгорода, Самары, Краснодара.
В нашей стране их первым получил Мозырь. 26 января первые вагоны вышли на линии в Минске, а следующим транспорт получит Витебск. На основе модели Т811 реализованы поставки машинокомплектов трамвая Т701 с переменным уровнем пола в Новосибирск и Самару.


kryzhevich@sb.by