Инновации:дойти до рыночного продукта

За последние десять лет товарооборот Беларуси и России вырос с 6 миллиардов долларов до 16 миллиардов. Основные позиции белорусского экспорта — грузовые автомобили, тракторы и седельные тягачи, холодильники и морозильники, продукты питания, металлопродукция, мебель и др. Россия поставляет в основном сырье и материалы — нефтепродукты, газ, черные металлы. Доля импорта России составляет в Беларуси (в объеме импорта из стран СНГ) более 60 процентов. Без сомнения, экономики двух стран связаны неразрывно. Во многом этому способствуют межгосударственные программы, разработанные Белорусской научно-промышленной ассоциацией (БНПА).

На протяжении последних десяти лет двусторонние торгово-экономические и инвестиционные проекты выполняются в том числе и в рамках подписания договора о взаимодействии Российского союза промышленников и предпринимателей (нанимателей) (РСПП) и БНПА.
— Первый пилотный проект, который реализовывался на том этапе, связан с межгосударственной финансово-промышленной группой “БелРусавто”, — рассказывает председатель БНПА Николай Стрельцов. — Реализация этого проекта внесена в программу развития Cоюзного государства. Она является базовой для отработки механизмов взаимодействия. У нас насчитывается около 30 подобных проектов. 
По заказу БНПА экспертный институт РСПП разработал бизнес-план, адаптированный к российскому стандарту (известно, что около двух третей бюджета Союзного государства обеспечивается российской стороной). На первом этапе сюда входили предприятия белорусской автомобильной промышленности и ярославской промышленной группы. Постепенно к процессу реализации проекта подключился ряд других заводов, что значительно расширило состав участников.
Сегодня эта программа довольно успешно реализуется. Часть ее бюджета, связанная с финансово-промышленной группой, идет на развитие технологической базы МАЗа, который за предстоящую пятилетку должен освоить более 200 миллионов долларов. За счет программы “БелРусавто” финансируется, например, производство в Ярославле двигателей нового поколения (стандарта Евро-3, Евро-4), которые используются в белорусском машиностроении.
 Трудности только
сближают
Естественно, даже в самых благополучных отношениях всегда возникают барьеры, которые необходимо преодолевать. Российско-белорусское сотрудничество — не исключение. Так, например, сегодня  в торговле Беларуси с Россией цены на экспорт снизились на 1,2 процента при увеличении стоимости импортируемых товаров на 3,3 процента. Одновременно произошло сокращение физических объемов поставок: по экспорту — почти на 11 процентов, по импорту — на 13. Снижение объема торговли в прошлом году обусловлено целым комплексом причин, среди которых — проблемы с администрированием НДС. Как известно, с начала 2005 года страны перешли на взимание косвенных налогов по стране назначения, что повлекло за собой уменьшение экспортных поставок в Россию из-за сложностей с подтверждением и возвратом НДС в Российскую Федерацию. Среди других причин — снижение конкурентоспособности по ценовому фактору из-за удорожания сырья, покупаемого предприятиями в России. Во многом это происходит еще и потому, что российский рынок незащищен от наплыва дешевых товаров из третьих стран, в большинстве случаев из Китая и Юго-Восточной Азии.
В настоящее время Беларусь и Россия рассматривают возможность подписания договора, который создаст механизм защиты рынков обоих государств от наплыва товаров третьих стран, конкурирующих с отечественной продукцией.
— Совместное преодоление экономических либо законодательных препятствий только укрепило наши взаимоотношения и не помешало дальнейшей работе, — говорит Николай Стрельцов. — БНПА разработаны программы в области научно-технической интеграции и др.  Последние два-три года мы реализуем отдельный проект совместно с Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей. Подписанные несколько лет назад соглашения вошли составной частью в межправительственную программу.
 Москва и регионы
На Москву приходится более одной трети всего российско-белорусского товарооборота и более 40 процентов белорусского экспорта в Россию, а потому этот регион для Беларуси интересен. В последнее время отношения с российской столицей развиваются активно.
Сотрудничество БНПА с московской группой продвигается по 12 направлениям. Существует Московско-Белорусская программа, подписанная правительствами Москвы и Беларуси. Совет делового сотрудничества ежегодно рассматривает ее выполнение. В частности, прорабатывается вопрос о поставке техники Минского завода колесных тягачей московским коммунальным службам.
Конечно, одной Москвой наше деловое партнерство не ограничивается, — говорит Николай Стрельцов. — В равной степени нам интересны и другие российские регионы. Результаты совместной десятилетней работы в рамках Союзного государства очевидны и сумели занять достойное место в истории. Могу вас заверить, что на этом мы не остановимся.

  О российско-белорусском торгово-экономическом сотрудничестве рассказывает председатель правления Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Северного административного округа Москвы Михаил КАБАКОВ:
— На сегодняшний день условия и уровень развития техники изменились. Требуются новые формы оптимизации производственных процессов.
— Конечно, можно совершенно справедливо гордиться увеличением товарооборота между Беларусью и Россией, но это чисто коммерческая функция. Промышленники заинтересованы еще в росте удельной составляющей, направленной на организацию совместных производств.
В Беларуси крупные предприятия сами делают свою продукцию от начала и до конца. В России уже давно поняли, что необходимо реструктурировать производство в направлении узкой специализации. Многие промышленники считают, что невозможно на одном заводе весь цикл производства сделать достаточно экономически выгодным. Поэтому необходимо создавать малые предприятия, специализирующиеся на изготовлении одной какой-нибудь детали, которая будет востребована несколькими более крупными заводами.
Еще один немаловажный момент заключается в инновационном укладе. Именно укладе, а не внедрении. Внедряют обычно в ту среду, которая сопротивляется. Инновации — не тот случай, когда необходимо применять силу. Это средство для достижения конкретной цели в конкретной области. В этой связи создан Инновационный центр Москва—Беларусь. Основная цель совместного инновационного сотрудничества — выйти конкретно на предприятие, без посредников. Не пропагандировать идею, а довести инновационные задачи до рыночного продукта. Именно это направление совместной деятельности должно принести взаимовыгодную пользу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter