Инкубатор идей. Можно ли на пяти квадратных метрах вырастить успешный проект?

Под одной крышей в центре Минска разместились около 25 предприятий. Стартовой площадкой для них стал инкубатор КУП “Молодежная социальная служба”. Для одних такое “общежитие” — это возможность сэкономить на арендной плате и зарплате сотрудников, для других — хороший способ обкатать бизнес-идею и встать на ноги, для кого-то еще — найти по соседству деловых партнеров.

Под одной крышей в центре Минска разместились около 25 предприятий. Стартовой площадкой для них стал инкубатор КУП “Молодежная социальная служба”. Для одних такое “общежитие” — это возможность сэкономить на арендной плате и зарплате сотрудников, для других — хороший способ обкатать бизнес-идею и встать на ноги, для кого-то еще — найти по соседству деловых партнеров.

Модный стиль

— Как и многие другие, мы начинали с нуля, — рассказывает Екатерина Пилипцевич, коммерческий директор ООО “ФэшнСити”, работающего в инкубаторе Молодежной социальной службы. — Была только идея и несколько единомышленников.
Женщины всегда хотят одеваться модно, стильно и при этом оригинально. Поэтому на предприятии и решили заниматься деловой одеждой для женщин. Свое направление определили как “новое решение в классике”.
Конечно, соглашается Екатерина, в нашу страну поступает много импортной одежды, в том числе из Юго-Восточной Азии. Но там шьют огромными партиями. А каждой женщине хочется быть оригинальной. Поэтому в “ФэшнСити” и ограничивают выпуск одной модели двумя сотнями единиц. Это позволяет оперативно реагировать на потребности покупателей.

Молодежный формат

— У нас инкубатор именно молодежный, — обращает внимание заместитель директора Ирина Скорина. — Обязательно директор или хотя бы один из учредителей должен быть человеком в возрасте не более 31 года.
Инкубатор — это помимо административных помещений и конференц-зала еще и коридоры с дверями по обе стороны. На них — вывески с названием предприятия, графиком работы и фамилией директора. В каждой комнате на площади в среднем до 15 квадратных метров работает отдельное предприятие.
— Погрузочно-разгрузочные работы, уборка помещений, строительные работы, рекламное агентство полного цикла, агентство  по созданию фотоальбомов для выпускников, автошкола, — называет Ирина лишь некоторые из направлений деятельности.  — Один из принципов инкубатора — неконкурентность. Если есть организация, которая, например, занимается пошивом одежды, точно такой же другой здесь быть не должно. Это позволяет предприятиям в инкубаторе быть друг для друга потенциальными партнерами.

Экономия в малом

Около десятка предприятий в инкубаторе имеют по собственному компакт-офису размером около пяти квадратных метров. Эти рабочие места располагаются в одном большом помещении. У каждого предприятия свое рабочее место со столом, полкой и “сейфом” для хранения документов. За порядком в помещении следит специальный администратор.
— Главная задача классического бизнес-инкубатора во всем мире — поддержка бизнеса на начальном этапе его развития, минимизация его затрат, — отмечает Ирина Скорина.
В первый год своей работы предприятия инкубатора КУП “Молодежная социальная служба” платят в месяц за аренду около 26 тысяч рублей за квадратный метр. На третий год, как планируется, ставка вырастет до 52,5 тысячи. Но все равно это меньше, чем предлагается в столице на коммерческих условиях. К тому же маленькое помещение крайне сложно найти. А платить за 50—60 квадратных метров начинающему предпринимателю не по карману.
Может экономить предприятие в инкубаторе и за счет дополнительных услуг, которые предоставляет администрация. Например, директор фирмы может не держать в штате бухгалтера с зарплатой, например, 1 миллион рублей в месяц, а обратиться к тому, который обслуживает нескольких “квартирантов” инкубатора и оказывает бухгалтерские услуги в Москве. Поэтому для каждого из них бухгалтерские услуги могут обойтись в 250—300 тысяч рублей. Точно так же можно пользоваться и “общим” юристом, кадровиком, офис-менеджером.

Как попасть в “теплицу”?

— Мы не требуем бизнес-плана, — рассказвает замдиректора инкубатора о требованиях к потенциальным предпринимателям. — Ведь его далеко не всякий экономист сможет хорошо составить.
Тем не менее технико-экономическое обоснование обязательно попросят. Молодой человек должен четко оценивать актуальность идеи, рентабельность работы, учитывать все риски. Важно, чтобы начинающий предприниматель точно знал, где будет искать клиентов, как продвигать свои товары и услуги.
— Нужно менять менталитет молодежи, — считает Ирина. — К сожалению, не все морально готовы открывать свое дело.
Некоторые после глубокого рассмотрения  их бизнес-идеи в последний момент пугаются трудностей и отступают, идут работать на кого-то другого.
Тот же, кто проходит сито первичного отбора, защищает свой проект на заседании совета бизнес-инкубатора. Если предпринимательство касается некого узкого профиля, для консультаций приглашают эксперта.

Деньги на творчестве

Предприятию “Молодежная социальная служба”, чтобы получить в 2009 году статус инкубатора, также пришлось расти и развиваться. Начинали еще девятнадцать лет назад. Основной упор делали на содействие молодежи в трудоустройстве. Поэтому не случайно, что сегодня инкубатор ориентирован именно на молодых предпринимателей.
— Собираемся открыть арт-инкубатор площадью около двухсот квадратных метров, — рассказывает о планах Ирина Скорина. — Там будут живописцы, ремесленники, фотографы, другие творческие люди. Уже есть почти десять претендентов. Всего планируем разместить около 15 предпринимателей.
Мировая практика свидетельствует, что бизнес-инкубаторы рентабельны, когда их площадь превышает 3 тысячи квадратных метров. У Молодежной социальной службы пока около 900. Но в перспективе, как обещают в Мингорисполкоме, филиалы молодежного инкубатора могу появиться в разных районах столицы.

Три года на развитие

Начинающим бизнесменам в соответствии с законодательством на то, чтобы они смогли встать на ноги в инкубаторе, дается три года (в исключительных случаях — до пяти лет). После этого, как предполагается, предприниматели должны расширяться.
ООО “ФэшнСити” за год работы выпустило 2 коллекции и организовало 16 новых рабочих мест. В дальнейшем планируется открыть производство площадью 150—200 квадратных метров. Там работу получат еще сорок—пятьдесят человек.

Масштаб вопроса

Сегодня в Минске работают 4 инкубатора малого предпринимательства. К концу года, как планируется, в городе будут работать 6 инкубаторов производственной направленности, что позволит разместить на их площадях более 200 предприятий. Также к концу года в каждом районе планируется организовывать молодежные инкубаторы, в том числе производственной направленности, что также позволит размесить до 100 предприятий и создать около 200 рабочих мест.

В тему
В столице необходимо создавать все необходимые условия для развития предпринимательства. Такую задачу поставил председатель Мингорисполкома Николай Ладутько. В ближайшие пять лет в городе предполагается открыть не менее полутысячи новых промышленных предприятий, активно развивать сферу услуг. Важную роль в этом могут сыграть бизнес-инкубаторы и центры поддержки предпринимательства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter