«Информация — благо, а не предмет потребления…»
04.05.2007
Принципы профессиональной этики журналиста не могут претерпевать изменения вслед за конъюнктурой рынка, убеждены участники II Белорусского медиафорума
Мы живем в эпоху глобального медийного бума. Современный потребитель информационного продукта — растерявшийся покупатель в гипермаркете, где предложение многократно превышает спрос. Есть право выбора, но что выбрать? При таком изобилии печатных и электронных СМИ борьба за аудиторию разворачивается нешуточная. И борьба нередко грязная, рассчитанная на быстрые деньги и сиюминутный успех. Где грань между информированием и информационной спекуляцией? Насколько велика ответственность журналиста перед своим читателем и зрителем? Каковы моральные критерии общественно значимой профессии сегодня? Ответы на эти вопросы искали участники II Белорусского информационного форума, который открылся вчера в Минске.
Место — Национальная библиотека Беларуси. Продолжительность — два дня. Участники — более 400 представителей СМИ Беларуси, России и стран СНГ, а также руководство органов госуправления, эксперты, члены белорусских диаспор за рубежом. Итог — резолюция форума, которую примут в пятницу, 4 мая.
— Социальная ответственность СМИ… Важность этой темы трудно переоценить в современных условиях. Газеты, журналы, теле- и радиоканалы, Интернет – так или иначе мы все черпаем новости и составляем свои суждения благодаря им. А потому ответственность журналистики велика. Ведь от мастерства, правдивости и порядочности отдельно взятого журналиста зависят судьбы людей. Высоки полномочия, высок и спрос, — говорил, открывая медиафорум, Владимир Русакевич, министр информации Беларуси. — Принципы профессиональной этики не могут претерпевать изменения вслед за конъюнктурой рынка. Ими были и остаются объективность, профессиональная честность и уважение частной жизни. Нельзя забывать о главном: информация — это общественное благо, а не предмет потребления.
В современных условиях журналисту недостаточно просто информировать. Нужна позиция, собственный взгляд на вещи и конструктивное видение ситуации. Видение, в котором присутствует не только оскал, но и подсказка, и поиск истины, и выход. «Социальная ответственность выше, чем сиюминутная популярность», — считает Павел Бородин, государственный секретарь Союзного государства.
— Во всем мире первостепенную роль в формировании гражданского общества играют общественные организации. И в последние годы эта тенденция только усиливается. Помочь в творческом становлении молодым журналистам, объединить и связать одной общей целью журналистов опытных и именитых — такие задачи стоят перед Белорусским союзом журналистов на современном этапе строительства национального медиапространства, — убежден Анатолий Лемешёнок, председатель БСЖ, главный редактор газеты «Рэспублiка». – Впервые в Беларуси появилась Общественная академия журналистики. В республике создается действенный корпоративный Союз. Он обрел второе дыхание и делает ставку на молодых – тех, кто своим пером и своим талантом формирует социальные, экономические и политические устремления людей.
Многие участники форума сошлись во мнении: современная журналистика все больше коммерциализируется, превращается в чистый медийный бизнес, в котором хорошо все, что приносит прибыль. Но правильно ли это?
«Выросло целое поколение медиа-боссов, рассуждающих так: «Мы работаем на пипл, который хавает наш продукт». Эти люди пытались и пытаются низвести творчество до экономики, забывая, что миром правят идеи. И идеи эти должны быть гуманистическими, — говорит Валерий Рузин, первый вице-президент Евразийской академии телевидения и радио (Россия). – Журналистское слово первично. Общие победы, герои и культурные ценности незыблемы. И не надо то, что безнравственно по сути, рядить в одежды свободы».
Сегодня II Белорусский информационный форум продолжает работу.