Сколько можно заработать на создании школы программирования

Информатика для взрослых

Уровень экономики в XXI столетии определяют не запасы полезных ископаемых, а человеческий капитал. В нашей стране он достаточно развит. Белорусские специалисты прославились во многих областях знаний. Наши айтишники снискали себе славу даже в «Кремниевой долине». Их успехи рождаются не на пустом месте: образование — ключевое звено в цифровизации экономики.

Инкубатор идей

Предприниматель Илья РУБЛЕВСКИЙ.
Фото Алексея СТОЛЯРОВА

На айтишника сегодня можно выучиться в ведущих вузах — в БГУИР и БГУ на факультете прикладной математики и информатики. Кто-то выбирает короткий путь — курсы программирования. Предприниматель Илья Рублевский стал одним из основателей школы программирования в 2015 году, начав с одного небольшого помещения и занятий четыре раза в неделю. А позже — ее владельцем.

— Во время учебы на факультете международных отношений БГУ мы с двумя друзьями, кроме всего прочего, создали небольшую аутсорсинговую компанию IT-услуг. Спустя год после открытия бизнеса, когда получали стабильную прибыль, поняли, что скоро достигнем потолка в своем сегменте. И двинулись дальше. Знакомые из окружения айтишников говорили, что есть большая нехватка кадров. Это было четыре года назад. Порог входа в сферу как начинающим разработчикам, так и профи был гораздо ниже, чем сейчас, — рассказывает Илья.

Так учредители решили открыть школу программирования. Помогли налаженная сеть контактов, накопленные средства от предыдущего бизнеса. Молодые бизнесмены толком не представляли, сколько нужно было вложить в открытие школы. Для начала нашли помещение в субаренду, оборудованное техникой. Вопросы возникли лишь с поиском людей, которые готовы быть менторами. Ведь на них ложилась нагрузка по созданию адекватной программы, качественному донесению материала учащимся. На тот момент был всего один курс, связанный с FrontEnd-разработкой — учили верстке и базовому JavaScript.

Сегодня в наличии семь полноценных продуктов под ключ — Python, Android, iOS и FrontEnd, Java- и .Net-разработчики, автоматизированное тестирование. Обу-чение по каждому из них длится не менее 4,5 месяца. Обучают с нуля и так, чтобы подготовить к работе в компании. Вместо одного кабинета сегодня шесть арендных классов в офисном здании на улице Тимирязева. Пять дней в неделю там занимаются группы от 8 до 13 человек. Причем спрос такой, что этих классов не хватает и нужно искать еще.

За четыре года предприниматель закупил собственную технику — 25 ноутбуков, доски, шесть плазм, которые выполняют функцию проекторов. Некоторые ученики приходят со своими устройствами, ведь серьезные системные требования, чтобы изучать программирование, не надо.

Ход маркетингом


Ведут курсы в школе более 40 учителей. И качество их преподавания за годы выросло. Они практики действующих коммерческих разработок, имеют опыт работы более пяти лет. Но вытягивать их на подобного рода инициативы довольно сложно: за время, потраченное в школе, они могли бы заработать больше.

— Стоимость обучения примерно равна среднерыночной — 1300—1600 рублей. Причем можно оплатить в рассрочку. Есть конкуренты, которые выставляют цены выше за такие же продукты. Я считаю, что цена — последнее, на что человек сегодня ориентируется при выборе курса. Люди стали более осведомленными, смотрят на показатели рейтинга организации, — говорит Илья.

— Почему почти все курсы программирования в Минске в рекламе обязательно выделяют строку «Обучение с трудоустройством»? — интересуюсь.

— Возможно, для некоторых это работающая маркетинговая стратегия. Мы же никогда не обещали трудоустраивать выпускников. Но говорим о том, что всегда помогаем с этим. У нас есть база компаний, куда сразу после окончания курсов я отправлю резюме ребят эйчар-специалистам для выяснения потребностей компании. Если они полностью проходят по всем параметрам, то в большинстве случаев их приглашают на трудоустройство. Иногда сначала на стажировку, — объясняет Илья.

Примерно раз в два месяца ученики школы ходят на экскурсии в компании познакомиться с сотрудниками, послушать советы менеджеров о том, как попасть в компанию, чем занимаются разработчики.  В школу всегда приглашают специалистов, которые показывают на 2—3 занятиях, как составить резюме, правильно проходить собеседования, в том числе и технические, как культурно работать в команде.

Где пригодился


На первых порах после выпуска некоторые не устраиваются из-за неуверенности в себе, ограничений по английскому языку. Именно слабый английский — основное препятствие для захода в компанию на позицию джуниора. Последние полгода Илья пре-дупреждает об этом при оформлении договора на учебу. Кроме того, заключил соглашение со школой английского в Минске. Таким образом студенты могут получить скидку.

В среднем из 10 выпускников школы программирования за месяц работу находят двое. Остальным приходится заполнять пробелы, если пропускали занятия, подтягивать английский. У некоторых меняется мотивация. Понимают, что IT — это не их сфера.

Примерно 30 процентов из учеников школы параллельно получают высшее образование в БГУИР.

Возраст слушателей — от 18 до 27 лет. Примерно треть учеников школы параллельно занимаются в БГУИР. Этим ребятам проще — после первого или второго курса они уже знают, что такое С++, объектоориентированное программирование, среда разработки и другое.

— Работодателям важны технические навыки и умения человека. Часть компаний требует в резюме наличие диплома о законченном высшем техническом образовании. Думаю, это связано с тем, что человек с высшим образованием, возможно, более рефлексивный, осознанный в коллективе, — рассуждает Илья. — Каким бы профессиональным ни был разработчик, у него должно быть умение работать в команде. Кстати, преподаватели часто делятся кейсами, помогают развить навыки общения, рассказывают, какие проблемы у них есть на проектах, о требованиях клиентов, поведении специалистов-новичков.

— В последнее время появляются специализированные IT-школы для девочек, в социальных сетях видела рекламу «Стань IT-мамой». IT-сфера уже не чисто мужская?  не могу не спросить у Ильи.

Он считает, что открываются они, скорее всего, на волне идей гендерного равенства. По опыту его IT-школы иногда набираются чисто женские группы или такие, в которых девушек в два раза больше, чем парней. Но их все равно немного. В процентном соотношении — 80/20. Но в каждой группе всегда есть минимум одна девушка. Обучаться программированию хотят, но пока боятся. Другой вопрос, имеют ли они одинаковые шансы на трудоустройство? «Могу сказать, что нет сейчас предубеждения, что девушки технически хуже, чем парни», — рассказывает предприниматель.

По его словам, этот бизнес прибыльный, но им нужно постоянно заниматься — понимать, что нужно рынку, почему не подходят продукты, внедрять формы контакта с потенциальной аудиторией. Чтобы узнать, какие технологии востребованы, Илья постоянно занимается мониторингом вакансий на различных ресурсах по поиску работы.

— Программирование со временем станет чем-то из разряда маст-хэв. Скорее всего, в будущем курсы введут даже в школах, как когда-то информатику. Однако сегодня остается проблема на образовательном рынке — наличие качественного обучения, — считает Илья.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Средняя прибыль — 3000 рублей в месяц

Стартовый капитал — 4500 рублей

Стоимость курсов — 1300—1600 рублей

Арендная плата — 4000 рублей

Средняя оплата преподавателю — от 30 рублей в час

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter