Инфляция сдерживается, рейтинг растет

Инфляция в Беларуси в апреле составила 1,7 %, сообщили в Белстате

Инфляция в Беларуси в апреле составила 1,7 %, сообщили в Национальном статистическом комитете. Таким образом, индекс потребительских цен на товары и услуги в апреле 2012 года по сравнению с мартом 2012-го составил 101,7 %, с декабрем 2011 года —106,8 %. Эти цифры говорят о более стабильном, чем в прошлом году, развитии экономики и о стабилизации ситуации на внутреннем рынке.

Действительно, хотя такая инфляция и считается по мировым меркам достаточно высокой, она значительно ниже, чем галопирующие значения весны — осени прошлого года. Такие показатели — несомненный результат усилий правительства и Национального банка, которые не остались незамеченными недавней миссией МВФ. Международная финансовая организация, всегда весьма сурово критикующая белорусские власти, на этот раз отметила наглядные успехи в улучшении экономической ситуации, благоприятные показатели платежного баланса и способность страны платить по обязательствам. Несколько ранее были улучшены кредитные рейтинги как для страны в целом, так и по отдельным крупным белорусским банкам. По сути, это международное признание того простого факта, что белорусская экономика с кризисом справилась и тяжелый этап своего развития удачно преодолела. При этом удалось стабилизировать национальную валюту и укрепить ее позиции.

Если же говорить о составляющих инфляции, то в ней заметна доля производственной составляющей. Индекс цен производителей промышленной продукции в апреле по сравнению с мартом составил 102,2 %, в том числе на инвестиционные товары — 102,9 %, промежуточные товары — 102,6 %, потребительские товары — 101,3 %. В то же время продовольственные товары за апрель дали 1,8 % прироста, а по сравнению с декабрем 2011 года — 6,9 %. Вклад непродовольственных товаров был и того меньше: соответственно 1,2 % и 5,3 %. Более серьезным оказалось давление на общий показатель инфляции со стороны цен и тарифов на платные услуги (2,5 % за месяц и 9,9 % по сравнению с декабрем 2011 года). Явно сказался рост тарифов на общественный транспорт, коммунальные услуги для населения.

Тем не менее с учетом таких показателей вполне реальным выглядит прогнозный уровень инфляции на 2012 год — не более 19—22 %. Его достижение вполне возможно, учитывая, что впереди сезонные процессы снижения цен на сельхозпродукцию, прежде всего на овощи и фрукты. Правда, они будут сочетаться с объявленным постепенным ростом цен на мясомолочную продукцию (параллельно с ростом закупочных цен). Поэтому сдерживание инфляции остается общей ключевой задачей.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, обращаясь с Посланием белорусскому народу и Национальному собранию, отметил существенную роль торговой отрасли в поддержании стабильности в стране. Он заявил, что ни в коем случае нельзя допустить монополизации внутреннего потребительского рынка крупными торговыми сетями или ценового сговора между ними. «Наряду с гипер- и супермаркетами должны развиваться небольшие частные и государственные магазины, объекты шаговой доступности, — считает глава государства. — Более того, в отношении крупных торговых сетей надо принять и социальные обременения. Программы дисконтных карт для пенсионеров, многодетных семей, инвалидов должны стать обязательным условием их присутствия на нашем внутреннем рынке».

Президент поручил руководителям местной власти взять эти вопросы под личный контроль. При этом он обратил внимание на работу потребительской кооперации. «Этот, по сути, крупнейший розничный продавец нашей страны с каждым годом теряет позиции. Хотя эффект масштаба и инфраструктура позволяют выйти на показатели эффективности не ниже, чем у сетей известных торговых марок», — сказал Президент. Глава государства дал поручения в связи с этим правительству и Администрации Президента. Судя по всему, по итогам первого полугодия предстоит серьезный анализ работы и выработка, как сказал Александр Лукашенко, «четких и конкретных предложений по кардинальному исправлению ситуации». Тема эта не новая, и такое заявление на самом деле подтверждает правильность пути, по которому потребкооперация уже, в самом деле, движется: создание современной, эффективной многопрофильной торговой сети, обладающей возможностями закупки и переработки продукции. Другое дело, что такому движению могут быть приданы новый темп и новые условия. Тогда крупнейший оператор отечественной розничной торговли реализует свои несомненные конкурентные преимущества.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter