"Индия" - это под Лоевым

Можно ли сегодня найти настоящую глушь в каких-нибудь 60 километрах от полумиллионного города? Пример лоевской "Индии" доказывает, что это вполне возможно.
Можно ли сегодня найти настоящую глушь в каких-нибудь 60 километрах от полумиллионного города? Пример лоевской "Индии" доказывает, что это вполне возможно.

Индией называют в Лоеве "треугольник", образованный слиянием Днепра и Сожа. Живописная, диковатая местность, в которой расположены 11 деревень района. Сообщение с райцентром - только в летние месяцы, когда на реках открыта навигация. Наверное, Лоев - единственный городок Беларуси, поддерживающий связь со своими заречными деревнями исключительно с помощью теплохода. Поездка в "Индию" из райцентра на речном трамвайчике напоминает экскурсию. Однако она возможна только до середины осени.

В "Индию" проще попасть из Гомеля, по хорошей дороге до Карповки, Свирежи, Абакумов и Хоминок. К остальным деревням придется сворачивать с асфальта на лесные дороги. А такие дороги, как известно, в зависимости от погоды имеют неприятную особенность превращаться в непроходимое болото. Особняком среди "индийских" сел стоят Первомайск, Кошевое и Подречицкое. Это - своеобразный остров внутри острова. С одной стороны его отделяет от цивилизации широкий Днепр, с остальных - леса, еще раз леса и болота. До ближайшего автобуса - километров 12 пешком или на лошади. Впрочем, есть еще один вариант - на лодке через реку и опять пешком до трассы.

Летом здесь хорошо - к старикам могут добраться дети из Гомеля и Лоева, приходит почта, да и продукты в магазин регулярно подвозят. Но с медицинской помощью даже летом сложно. Во-первых, попробуй еще вызови "скорую" или хотя бы врача из ближайшей участковой больницы! В июле и августе в Первомайске даже на почте телефон не работал. В Кошевом и Подречицком - ситуация не лучше. Телефонная связь периодически прерывается, причем на несколько дней. Местные жители уже не жалуются - привыкли и лишь иногда сетуют: "Одни старики в наших деревнях живут. Если кто умрет, даже детям сообщить не можем. По 3 - 4 дня телефон не работает. Вот сегодня ночью умер сосед, а связи нет. Хорошо, что сегодня пятница, и дети сами приехали..."

Самостоятельно везти к медикам тяжело заболевшего "островитяне" не могут - нет у них в распоряжении даже трактора. Центральная усадьба хозяйства, к которому относятся Первомайск, Кошевое и Подречицкое, расположена на другом берегу Днепра и о существующей заречной территории старается не вспоминать. Держать постоянную связь с "островом" дорого, а земли там никудышные - сплошные "зыбучие пески". И поэтому "островитяне" (в абсолютном большинстве - пенсионеры) предоставлены самим себе. Сами сеют, сами убирают и никакого трактора, а тем более комбайна им давно уже с "большой земли" не присылают. Единственное средство передвижения здесь - лошадь с телегой или санями.

Каждую зиму и в межсезонье три лесные деревни оказываются в самой настоящей изоляции. Река, пока не стал прочный лед (а он может и не стать), непреодолима. Конечно, с риском для жизни между льдин и по доскам по неверной корке льда "островитяне" перебираются на другой берег, когда уже совсем "прижмет". Но это - крайний случай, хоть и не редкий. Мало ли зачем может понадобиться в райцентр осенью, зимой или весной, жизнь ведь непредсказуема, все не спланируешь.

Хоть напрямую от "острова" до Лоева около 15 километров, по суше ехать в 10 раз дальше - через Гомель и речицкий мост. Ближе мостов нет. Впрочем, попробуй еще доберись из Первомайска до Гомеля! Это не дорога, это трасса для "джип-триала". По крайней мере - первые 10 километров до Рудни-Каменевой. По утопающей в болотной жиже грунтовке туда можно добраться только на лошади. А дальше, из Рудни-Каменевой - все просто. Там уже приметы цивилизации и несколько раз в неделю ходит автобус до Гомеля. Но если гостей, прибывших на гомельском автобусе, из Рудни-Каменевой на телеге не заберешь, то брести им пешком несколько часов в грязи и по темному, глухому лесу - осенью быстро вечереет.

...Даже грузовик не всегда доезжает до этих деревень, поэтому зимой в магазине сразу же пустеют прилавки, а почта поступает с перебоями.

Местный участковый инспектор Николай Килочицкий круглый год добирается в "Индию" из Лоева своим ходом. Летом часть пути преодолевает на теплоходе, а обратно просит кого-нибудь из местных жителей переправить на лодке через Днепр. Зимой все усложняется. "Река есть река. Даже летом, когда сильный дождь и ветер, на "душегубке" довольно опасно переправляться. А поздней осенью - зимой, по неверному льду, на досках! Но все компенсируется местными красотами. У меня большой участок - все деревни междуречья. Пока идешь от одной к другой - любуешься, сердце радуется. Такая здесь природа! А зайдешь в деревню... Да, преступность здесь низкая, и самое "страшное" местное преступление обычно - кража шифера раз в год. Люди хорошие. Но никому они не нужны, предоставлены самим себе", - рассказывает старший лейтенант.

Каждому, кто хоть однажды попал в эти красивейшие места, кажется, что все местные проблемы можно было бы разрешить строительством дороги. Но никаких дорог, скорее всего, здесь возводиться не будет. Никогда. Это - бесперспективный тупик, полудикие и бесплодные земли. Единственное, что здесь можно было бы развивать, - мелкое частное животноводство. Ну и, возможно, туризм. Кто будет этим заниматься? Желающих пока не находится. Все трудоспособное население спешит покинуть эти места. И поэтому три деревни, в которых еще недавно проживало 900 человек, стремительно вымирают. Вкладывать средства в их развитие государству невыгодно. И, наверное, скоро от "индийских" деревень останутся лишь полусгнившие хаты. Однако пока в Первомайске, Кошевом и Подречицком еще остаются старики, забывать о них непростительно. Им, поверьте, сегодня приходится ох как тяжело...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter