Индивидуальные предприниматели, словно старатели, докапываются до истины

На вопросы читателей ответил министр юстиции Виктор Голованов

На вопросы читателей «Р» отвечает министр юстиции Беларуси Виктор ГОЛОВАНОВ

«Я являюсь индивидуальным предпринимателем и оказываю услуги по изготовлению и ремонту мебели для населения, — сообщил житель г. Полоцка К. Полежаев. — Для того чтобы изготавливать мебель по индивидуальным заказам граждан, надо получить сертификат соответствия на оказываемые мной услуги. Я слышал, что перечень товаров и услуг, на которые необходимо в обязательном порядке получать сертификат соответствия,  значительно сокращен. Подлежит ли моя деятельность по-прежнему сертификации?»

— Действительно, постановлением Государственного комитета по стандартизации  Беларуси от 16 декабря 2008 г. №  60, прошедшим обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции, был утвержден новый перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, в котором на 40 % сокращен перечень объектов, подлежащих обязательной сертификации. Из нового перечня исключена обязательная сертификация услуг по изготовлению мебели по индивидуальным заказам населения (по эскизам и чертежам заказчика), которая действовала с 1 ноября 2007 г. Таким образом, вы, уважаемый К. Полежаев, вправе оказывать услуги населению по изготовлению и ремонту мебели без получения сертификата.

«Арендую помещение в административном здании. В связи с окончанием срока действия договора аренды, заключенного на два года, арендодатель предложил мне заключить новый договор аренды на тех же условиях, сказав, что зарегистрировать его должна я сама и за свой счет. Подскажите, кто именно должен оплачивать государственную регистрацию договора аренды — арендатор или арендодатель?» — поинтересовалась И. Авдеева из г.п. Лельчицы Гомельской области.

— С 24 декабря прошлого года изменен порядок заключения договоров аренды зданий и сооружений. В соответствии с Декретом Президента  Беларуси от 19 декабря 2008 г.  № 24 «О некоторых вопросах аренды капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений» договоры аренды таких строений, изолированных помещений независимо от срока аренды, а также права на недвижимое имущество, возникающие в связи с заключением данных договоров, не подлежат государственной регистрации и считаются заключенными со дня их подписания сторонами.

Такие договоры заключаются на срок не менее трех лет. Заключение их на меньший срок  допускается только с согласия арендаторов. При этом обязанность по уведомлению соответствующей организации по государственной регистрации недвижимого имущества о заключенном на срок не менее одного года договоре аренды Декретом возложена на арендодателя. Указанное уведомление должно быть сделано в течение 10 дней со дня заключения договора.

Таким образом, в данном случае требования арендодателя необоснованны и могут быть обжалованы в суде.

«В качестве индивидуального предпринимателя занимаюсь реализацией продовольственных товаров в торговых объектах. Помимо проблем, связанных с перевозкой, хранением, реализацией этих товаров и обеспечением их надлежащего товарного вида и санитарных условий, много времени отнимают хлопоты по получению согласований в различных инстанциях. Планируется ли упрощение порядка регулирования деятельности в сфере торговли?» — задал вопрос С.Крупович из г. Минска.

— Да, такая работа проводится. Так, в настоящее время Министерством торговли совместно с Министерством юстиции дорабатывается проект Указа Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах регулирования торговли, бытового обслуживания населения, деятельности рынков и торговых центров», которым предусмотрено упрощение процедур, связанных с торговлей, путем закрепления механизма их осуществления по заявительному принципу одного окна одновременно с процедурой согласования открытия торгового объекта или объекта общественного питания. Предполагается, что местные исполнительные и распорядительные органы будут осуществлять проведение процедур согласования режима работы, ассортиментного перечня, присвоения наценочной категории объекту общественного питания в течение одного рабочего дня. При необходимости присвоения наценочной категории объекту общественного питания этот срок может быть увеличен до 10 рабочих дней.

Кроме того, недавно Министерством юстиции  рассмотрен и согласован подготовленный Министерством здравоохранения проект постановления Совета Министров  Беларуси, которым, в частности, предполагается упразднить процедуры согласования с органами государственного санитарного надзора ассортиментных перечней предлагаемых продавцами к продаже продовольственных товаров, продукции собственного производства в торговых объектах или на торговых местах на рынке.

«В 2005 году я был зарегистрирован в качестве ИП. Так как мною не была получена лицензия, я не осуществлял предпринимательскую деятельность. В июле 2008 года документы ИП были сданы в налоговую инспекцию, вследствие чего должна  осуществляться процедура ликвидации. В мае этого года  я вновь подал документы на регистрацию в качестве ИП, поскольку был уверен, что предыдущая регистрация закрыта. По новым правилам меня зарегистрировали, но на налоговый учет не поставили. Выяснилось, что я стал дважды ИП. Что мне делать?» — недоумевал  могилевчанин В.Меньшиков.

— Во-первых, налоговые органы не уполномочены принимать решение о ликвидации субъектов хозяйствования, поэтому прекратить  вашу деятельность  в качестве индивидуального предпринимателя они не имели права.

Во-вторых, правовых оснований для отказа вам в государственной регистрации у регистрирующего органа не было. Сегодня регистрирующий орган обязан обратиться в суд за признанием государственной регистрации в качестве ИП недействительной.

В-третьих, ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для госрегистрации, возложена на вас, уважаемый В. Меньшиков. В соответствии с законодательством повторная регистрация уже зарегистрированного индивидуального предпринимателя недопустима, поскольку способность быть участником предпринимательских отношений возникает в момент государственной регистрации и прекращается в момент исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Игорь  Демьянов раньше жил в Мозыре и работал в городе в автомастерской. А теперь  решил переехать в родительский дом, который находится в деревне недалеко от Мозыря, заняться там починкой автомобилей. И при этом решил узнать:  какие конкретно  льготы имеются для тех, кто работает на селе?  

— Ответ на ваш, Игорь Петрович, вопрос дает Декрет Президента  Беларуси от 20 декабря 2007 г. №  9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности». В соответствии с ним организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся (проживающие) в сельских населенных пунктах, при осуществлении в сельской местности деятельности по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вправе применять особый порядок. То есть такой порядок налогообложения, уплаты обязательных платежей в бюджет, выдачи специальных разрешений (лицензий), внесения в них изменений и (или) дополнений в период с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 г., согласно которому они:

освобождаются от уплаты налога на прибыль (организации) и подоходного налога (индивидуальные предприниматели) в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) ими в сельской местности, а также налога на недвижимость со стоимости объектов, расположенных в сельской местности;

уплачивают государственную пошлину за выдачу специального разрешения (лицензии) в размерах 50 % (организации) и 25 % (индивидуальные предприниматели) от установленного законодательством размера за его выдачу;

освобождаются от уплаты государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений в специальное разрешение (лицензию);

не производят с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. отчисления от себестоимости строительных, в том числе ремонтно-строительных, а также специальных и монтажных работ в инновационные фонды при осуществлении в сельской местности деятельности в области строительства;

вправе получить кредит при условии реализации инвестиционных проектов в сельской местности, в размере, эквивалентном сумме не более 20 000 евро, без обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, заключаемому банком.

«Я предприниматель. В настоящее время иностранная французская фирма предлагает мне заключить сделку. Я не силен в юриспруденции, не знаю французского языка. Поэтому хочу, чтобы мои интересы при заключении договора, а также  в процессе его исполнения представлял адвокат, который владеет французским языком и знает  законодательство Франции. Есть ли у нас такие адвокаты?»— поинтересовался С. Иваненко из г.  Молодечно.

— В    нашей стране    в составе  Минской  городской коллегии адвокатов  действует  Специализированная юридическая консультация  по обслуживанию субъектов предпринимательской деятельности  Республики Беларусь при осуществлении ими внешнеэкономической деятельности. Название   «юридическая консультация»  говорит  само за себя. Она  создана по инициативе Министерства юстиции с целью обеспечения эффективной правовой защиты субъектов предпринимательства  Республики Беларусь в сфере внешнеэкономической деятельности.

Основной задачей Специализированной юридической консультации является оказание юридической помощи субъектам  хозяйствования как на стадии заключения договоров белорусскими предприятиями, предпринимателями с иностранными контрагентами, так и в дальнейшем при разрешении  конфликтных ситуаций в международных арбитражных судах. В Специализированной юридической консультации работают квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в сфере внешнеэкономических споров, владеющие иностранными языками, в том числе и французским.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter