Индивидуальное дело

Одно из самых маленьких лесоохотничьих хозяйств Беларуси — второе в рейтинге Минлесхоза по эффективности за 2012 год

Одно из самых маленьких лесоохотничьих хозяйств Беларуси — второе в рейтинге Минлесхоза по эффективности за 2012 год

Что это — нелепая случайность? Везение? “Звезды сошлись”? Работники ГЛХУ “Узденский лесхоз” не видят в таких показателях ничего удивительного. Более того, убеждены: именно за небольшими хозяйствами (общая площадь Узденского лесоохотничьего хозяйства “не дотягивает” даже до десяти тысяч гектаров) будущее. Главное — наладить оптимальный режим пользования, хорошую охрану и эффективную подкормку зверей.

По словам ведущего инженера по лесоохотничьему хозяйству Узденского лесхоза Александра Соловья, в свое время здесь был сделан единственно правильный шаг в организации охот, а именно — отказ от проведения загонных мероприятий. Сегодня загонная охота для местных жителей в хозяйстве устраивается лишь на открытие сезона, на протяжении двух выходных. Руководство лесхоза выдает лицензии на все виды зверей, охотники могут добыть все, что захотят. Это настоящий праздник местного значения. И он, как все прочие, быстро проходит. А затем на протяжении всего сезона охоты в хозяйстве практикуются только индивидуальные охоты.

— Наше хозяйство, организованное в 1975 году, сегодня богато зверем, — рассказал Александр Соловей. — Несмотря на то, что леса у нас в хозяйстве занимают только около 5,5 тысячи гектаров, здесь по последней “переписи” — учетам — нашло приют более 150 диких кабанов, около 100 косуль и даже 37 лосей! Звери держатся компактно. Представьте себе, что бы было при регулярном проведении загонных охот? Буквально через месяц встревоженные звери подались бы в более спокойные места и покинули пределы нашего хозяйства. А при индивидуальных охотах — из засад, с подхода — мы зверя практически не тревожим, вот он и остается в наших угодьях, поближе к подкормочным полям и площадкам.

Нужно сказать, что с биотехническими сооружениями в лесоохотничьем хозяйстве все в порядке. Подкормочные площадки и кормушки как магнитом притягивают зверье. Корм в них никогда не заканчивается: бдительные егеря при необходимости пополняют запасы зерна, корнеплодов, которыми доверху заполнены хранилища. Есть в хозяйстве и солонцы, запасы сена и осиновых веников для косули и лося. Ежегодно около пяти гектаров подкормочных полей засаживаются сочными кормами. Зачем зверям уходить из узденских лесов, если их никто особо не тревожит выстрелами? Ведь даже для традиционной и любимой многими местными жителями охоты на пушных зверей с собаками в хозяйстве отведены специальные территории, преимущественно на полях, за пределами которых выпускать собак и тем более стрелять запрещено.

Впрочем, были времена, когда нечистые на руку люди все же пытались нарушать установленные правила.

— Постреливали, — коротко, но емко говорит Александр Соловей. — Бывало, что и на дикого кабана охотились незаконно, и даже на лося. Однако эти времена прошли. Официально мы проводим природоохранные рейдовые мероприятия не реже одного раза в неделю. Неофициально же наши работники находятся в угодьях каждый день, практически круглые сутки. В этом еще один плюс маленькой территории: все видно как на ладони, скрыть нарушение практически невозможно. Любой след обнаруживается моментально, ведь наши егеря не спят.

На первый взгляд кажется логичным, что чем больше территория охотничьего хозяйства, тем больший оно может принести доход. Однако факты говорят об обратном. Например, в европейских странах охотничьи хозяйства площадью более десяти тысяч гектаров — скорее исключение, чем норма. Но там доходов хватает и на выплату зарплат работникам, и на дальнейшее развитие. Просто в Европе давно уже сделали ставку не на добычу зверей, а на оказание сопутствующих услуг. В Узденском лесхозе перенимать передовой опыт особо не стремились, однако условия сами подсказали верный путь развития.

— За этот год мы заработали уже 440 миллионов рублей, из которых 237 миллионов — за счет сдачи в аренду охотничьего комплекса, а еще 136 миллионов принес иностранный охотничий туризм, где большую долю составляют, опять-таки, услуги, — инженер по лесоохотничьему хозяйству может по праву гордиться такими показателями. Ведь по эффективности ведения хозяйства из расчета прибыли на каждый гектар площади Узденское лесоохотничье хозяйство, как говорится, впереди планеты всей.

Руководство Узденского лесхоза уверено, что “гигантомания” далеко не всегда приносит хорошие плоды. Есть ряд охотничьих хозяйств, которые в 5—10 раз больше, однако такой доходной частью они похвалиться не могут. Александр Соловей полагает, что наиболее  перспективно расширять сферу оказываемых услуг.

Как и в каждом лесоохотничьем хозяйстве системы Минлесхоза, в Узденском построен охотничий комплекс. Два комфортабельных дома на опушке леса, сауна и баня, бассейн, беседки, вольеры для собак привлекают внимание самых разных посетителей. Здесь останавливаются на ночлег не только охотники, но и любители природы. На базе комплекса проводятся корпоративы и даже свадьбы. Любят это место и рыбаки: в нескольких километрах от базы отдыха — Лошанское водохранилище. Но на достигнутом в хозяйстве останавливаться не собираются. Если время заставит — будет создана экологическая тропа. Уже сейчас все желающие могут арендовать велосипеды или лыжи. Все большей популярностью пользуется приобретенный недавно снегоход. Возможно, в будущем появится у узденских лесоводов и свой фазанарий. Пока что все эти проекты на стадии оценки экономической целесообразности. Ведь доход хозяйства напрямую влияет на перспективы дальнейшего развития.

Виталия ПИВОВАРЧИКА (фото) /НГ/

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter