Выступление вице-премьера Пархомчика в Парламенте: важные акценты

Индикаторы развития

Западные ограничения усилили инновационность белорусской экономики

Вагоноремонтный комбайн, самосвал-гибрид, электрогрузовик и беспилотный трактор. Санкционные ограничения подтолкнули нашу страну и ее экономику к еще более продуктивной работе, заставили мыслить инновационно, интенсивно трудиться над новыми техническими решениями и продуктами. Таков лейтмотив выступления заместителя Премьер-министра Петра Пархомчика на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики. Вице-премьер не просто рассказал о результатах и перспективах работы промышленного, нефтехимического и энергетического комплексов — он подтвердил фактами, что Беларусь способна ускорить свое развитие.

Петр Пархомчик во время доклада на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики.

Цена ловкачества — 20 базовых

Но сперва было заседание Палаты представителей. Депутаты рассмотрели и приняли в первом и втором чтениях законопроект «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности», во втором чтении — «Об изменении Закона о защите прав потребителей ЖКУ». 

Если говорить коротко, одним из новшеств станет штраф за манипуляции с ценами в товарно-транспортных накладных. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Василий Панасюк пояснил журналистам:

— Предусматривается внести в КоАП за такие нарушения штраф в размере 20 базовых величин или для ИП и юрлиц — 10 процентов от суммы денежной оценки хозяйственной операции. Принятие закона станет дополнительной эффективной мерой для установления ценовой дисциплины у наших хозяйствующих субъектов и стабилизации ценовой политики нашей страны.

Окупилось сторицей

Но главным вчера в Овальном зале стал большой и предметный доклад вице-премьера Петра Пархомчика, убедительно доказавший: предпринятые Западом антибелорусские санкции все чаще дают эффект, обратный желаемому их авторами. Заместитель Премьер-министра привел показательные факты:


— На данном этапе в машиностроении удалось полностью переориентировать экспорт электротехнического оборудования, наземного грузового и пассажирского транспорта, по другим позициям работа продолжается.

Прирост экспорта продукции машиностроения в дружественные страны составил 1,2 миллиарда долларов при снижении в недружественные на 325 миллионов долларов. Сокращение экспорта грузовых автомобилей в недружественные страны и Украину на 33 миллиона долларов было компенсировано приростом экспорта в дружественные страны на сумму 185 миллионов долларов, то есть в 5,6 раза. По запчастям для транспортных средств сумма потерь в 18 миллионов долларов была компенсирована ростом поставок на 103 миллиона долларов.

Кроме того, экспорт автобусов на рынки дружественных стран вырос на 59 миллионов долларов при сумме потерь на западных рынках в 11 миллионов долларов. Падение экспорта холодильников и морозильников на недружественных рынках на 21 миллион долларов почти трехкратно компенсировано увеличением экспорта в дружественные страны (плюс 63 миллиона долларов). Также полностью переориентирован объем экспорта легкой промышленности за счет наращивания поставок в Россию и страны Азии. При снижении отгрузки в недружественные страны на 117 миллионов долларов прирост в дружественные составил 157 миллионов долларов.

Инновационное импортозамещение

Кроме того, в 2022 году оперативно решены вопросы сырьевого обеспечения белорусских производителей санитарно-гигиенических изделий, а также предприняты иные меры в целях импортозамещения. 

Взамен импортной освоено производство целлюлозы беленой с требуемыми характеристиками, — пояснил Петр Пархомчик. — На Светлогорском ЦКК начата реализация проекта по строительству цеха по выпуску специальных видов бумаг из сульфатной целлюлозы мощностью 160 тысяч тонн в год. Его реализация позволит обеспечить весь внутренний рынок тарой для фасовки сыпучих пищевых продуктов, цемента, сухих строительных смесей и при этом экспортировать до 80 процентов продукции на сумму около 100 миллионов долларов.


Обратил внимание вице-премьер и на значительно активизировавшуюся инновационность:

— В этом году впервые был продемонстрирован первый белорусский зерноуборочный комбайн с роторной схемой обмолота и сепарации. Его разработчик — ОАО «Гомсельмаш». Техника полностью подготовлена к серийному производству в 2023 году. БЕЛАЗ разработал 130-тонный гибридный самосвал с инновационной схемой работы: сочетание дизельного двигателя малой мощности с аккумуляторными батареями и системой рекуперации энергии. Еще одна новая разработка — специализированный вагоноремонтный комбайн для ремонта кузовов грузовых полувагонов. Комбайн разработан специалистами ОАО «Кузлитмаш» и почти полностью изготовлен из материалов и комплектующих оте­чественных производителей.

Кроме того, БЕЛАЗ изготовил образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн (на аккумуляторных батареях) и 220 тонн дизель-троллейвозного типа. «Белкоммунмаш» разработал экспериментальный образец электрогрузовика грузоподъемностью 10 тонн, МАЗ — грузового электромобиля грузоподъемностью до четырех тонн. А у МТЗ появился первый беспилотный трактор.

Подробнее о выступлении заместителя Премьер-министра — на сайте sb.by.


КСТАТИ

25 тысяч авто в год

Также вице-премьер сообщил, что акционерами предприятия «БЕЛДЖИ» уточнен план производства на 2022 год — 25 тысяч автомобилей, реализация которых позволит получить выручку, сопоставимую с уровнем 2021-го. Всего за четыре года деятельности завода произведено более 100 тысяч автомобилей, освоено серийное производство пяти моделей.

В Миорах всё спокойно

С 1 апреля 2022 года Миорский металлопрокатный завод возобновил работу и в настоящее время работает в штатном режиме, трудовой коллектив предприятия сохранен. Зарплата за текущий год выросла на 368 рублей и составила 1472 рубля.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

♦ Продолжается строительство электродомов. За 2021 год и 10 месяцев 2022-го введено 563 тысячи кв. м такого жилья, всего за пятилетку планируется ввести около 2 млн кв. м;

♦ Благодаря принятым в 2020 году мерам стимулирования использования электромобилей их количество в стране увеличилось в 39 раз (с 87 единиц по состоянию на 22 июля 2020 года до 3420 единиц на 30 октября 2022-го).

♦ За последние шесть лет тариф на электроэнергию для потребителей реального сектора экономики снижен на 11,5 процента (с 11,95 до 10,58 цента США / кВт∙ч), а для промышленных потребителей — на 14,5 процента (с 11,42 до 9,76 цента США / кВт∙ч). Цена на природный газ снижена на 8,9 процента (с 197,0 до 179,5 доллара США за тысячу кубометров).

osipov@sb.by

isaenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter