Имя собственное без нарицаний

Почему в Беларуси нельзя зарегистрировать марку «Мама Руся»

Регистрация товарного знака — дело нехитрое, но только на первый взгляд

Для производителя его товар — как малое дитя. Ему надо и имя придумать, и в «одежку» красивую облечь, и дату рождения записать. Да так, чтобы никто потом о своих «родительских правах» не заявил. Ситуации, когда орудием маркетинговых войн становится понятие «товарный знак», — вовсе не редкость, а скорее каждодневная рутина. Наиболее громкие конфликты у всех на слуху: это и «кондитерские» разборки вокруг белорусских «Аленок» и «Мишек на Севере» на российском рынке, и претензии к «яйцу» сотового оператора МТС. Подобные дела, но в меньшем масштабе, почти ежедневно слушаются в суде, говорят специалисты.

«Слабое владение таким инструментом маркетинга, как товарный знак, может нанести непоправимый ущерб даже хорошо налаженному производству, — поясняет директор ОДО «Белневинпат», патентный поверенный Беларуси, евразийский патентный поверенный Мариам Горячко. — В то же время правильное его использование может дать владельцу дополнительное преимущество». Кстати, в законодательстве закреплены лишь такие понятия, как «товарный знак» и «фирменное наименование», хотя последнее используется реже. «Бренды», «фирменные стили» и «торговые марки» — это лексический инструментарий маркетологов и других специалистов, но не юристов.

В Беларуси товарные знаки регистрируют в Национальном центре интеллектуальной собственности. На формальную экспертизу заявки (соответствие всех документов) уходит около 2—3 месяцев, а вот проверка заявленного обозначения длится в Беларуси 3 года. Срок весьма существенный, поэтому, прежде чем подавать на регистрацию, лучше изучить все «за» и «против». «Предприятие в течение трех лет продвигает товар на рынок, не зная, будет ли зарегистрирован этот товарный знак. И если будет принято решение об отказе, все средства окажутся потраченными напрасно, — поясняет Мариам Горячко. — В этой ситуации есть только один выход — перед подачей заявки провести оценку обозначения по всем критериям, указанным в законодательстве, а также изучить базы Беларуси и России».

Например, в российской базе по некоторым изделиям с первого раза свободное «местечко» и не найдешь. Только среди зарегистрированных молочных продуктов в нескольких десятках обозначений встречается слово «вкус». Совсем недавно и в Беларуси произошел интересный случай: два производителя выпустили новые товары и умудрились назвать их одинаково. При этом первое предприятие сразу же подало документы на регистрацию. А его конкурент предварительно изучил базу и обнаружил, что такую же заявку еще раньше оставило другое лицо, и выкупил права на нее.

Вообще, зарегистрированный товарный знак должен выступать для продукции или фирмы настоящей «охранной грамотой». А как можно защитить уникальность чего-то, что с трудом выделяется из ряда себе подобных?! Поэтому простые наименования и изображения, не обладающие характерными отличиями, могут легко получить отказ. Такая незавидная судьба постигла недавно словесное обозначение «Будем здоровы». Не приветствуют эксперты попытки производителей указать в товарном знаке на внешний вид товара («Беленькая» для популярного алкогольного напитка), его качество, количество, свойства. До сих пор пользуются популярностью слова типа «отборный», «элит», «премиум», которые вряд ли могут обеспечить продукту необходимую охрану. То же и со знаками, которые указывают на назначение: «к завтраку», «к ужину», «для детей» и т.д. При этом в регистрации могут отказать не только, если названия идентичны с уже имеющимися в базе, но и если они, как прописано в законодательстве, «сходны до степени смешения». Так, заявителю было отказано в регистрации обозначения «Мама Руся» на основании того, что уже существует «Маруся». Не получит одобрения заявка, если товар назван так же, как объект авторского права — фильм, картина, литературное произведение. Например, один белорусский производитель претендовал на выражение «Белые росы», и заполучить его в качестве товарного знака для товара удалось только после заключения договора со сценаристом одноименного фильма. Хотя такие случаи достаточно редки.

«На самом деле процесс оформления и подачи заявки, в принципе, не сложен. Однако кажущаяся простота процесса зачастую приводит к тому, что неискушенные заявители не принимают во внимание много важных нюансов, которые обусловлены как законодательством, так и правоприменительной практикой», — делает заключение Мариам Горячко. Более того, даже если знак зарегистрирован, это еще не повод успокаиваться, поскольку существует возможность его оспорить. Основания — те же, что и при регистрации. В последнее время достаточно часто оспаривают знак по неиспользованию — это можно сделать через 3 года после получения владельцем «охранной грамоты». Например, белорусские компании регистрируют знаки в России, но по каким-то причинам не спешат пускать их в оборот. И российский производитель, если ему понравилось обозначение, не прочь стать его собственником.

Один из проблемных на сегодняшний день вопросов — регулирование этой сферы в рамках Евразийского экономического сообщества. Вместо действовавшего ранее национального принципа исчерпания прав введен региональный. «Сейчас трудно предположить, как все это будет работать на практике, — говорит Мариам Горячко. — Основная трудность в том, что в Беларуси, России и Казахстане есть знаки, зарегистрированные на разных владельцев. Для того чтобы в этой ситуации максимально предусмотреть свои интересы, предприятия должны зарегистрировать свои знаки во всех трех странах». Прежде всего речь идет о старых советских обозначениях: кондитерских изделиях, алкогольных напитках и т.д.

Как защитить от посягательств свое «доброе имя»? Это целая система мер, которая эффективно действует и в Беларуси. Кстати, наша страна единственная в СНГ, где создан Патентный суд. Среди широко используемых механизм защиты прав владельцев — таможенное отслеживание продукции, маркированной знаком-нарушителем. Прежде чем подавать на обидчика в суд, лучше написать ему предупредительное письмо — таковы общепринятые цивилизованные нормы. Если же на предприятие пришло такое письмо или вызов в суд, то надо разобраться, каковы шансы, советуют специалисты. «Если они небольшие, то не стоит нести какие-то затраты, потому что наши судьи достаточно квалифицированные, а правоприменительная практика хорошо известна», — говорит директор ОДО «Белневинпат». Она также обращает внимание на возможность регистрировать товарные знаки за рубежом в рамках Мадридской системы: это выгодно, если территориальные притязания производителя распространяются более чем на одну страну. Стоимость регистрации вполне доступна, а сама система унифицирована настолько, что использовать ее удобно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter