Импорту придется потесниться

В ПОВЕСТКУ дня выездного заседания Совета РО «Белагросервис» реализация программы импортозамещения была включена не случайно. Эта тема у руководства объединения находится на особом контроле, поэтому регулярно анализируется ее выполнение. Оно и понятно, в последнее время импортозамещению уделяется самое пристальное внимание. Поэтому нарастить производство запчастей для импортной техники и за счет этого удешевить ее восстановление стало одной из важнейших задач предприятий «Белагросервиса».

В следующем году предприятия объединения намерены освоить производство 120 наименований узлов и деталей к зарубежной технике.

В ПОВЕСТКУ дня выездного заседания Совета РО «Белагросервис» реализация программы импортозамещения была включена не случайно. Эта тема у руководства объединения находится на особом контроле, поэтому регулярно анализируется ее выполнение. Оно и понятно, в последнее время импортозамещению уделяется самое пристальное внимание. Поэтому нарастить производство запчастей для импортной техники и за счет этого удешевить ее восстановление стало одной из важнейших задач предприятий «Белагросервиса».

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ.

Для импортных сельхозтехники и оборудования предприятия «Белагросервиса» выпускают уже почти 580 наименований запасных частей. Только в этом году освоено производство свыше 40 позиций. За 10 месяцев изготовлено их более чем на 10 миллиардов рублей. 126 наименований деталей выпускается для зерноуборочных комбайнов, около 60 — для кормоуборочных, почти 190 — к посевным и почвообрабатывающим агрегатам. Но такого количества все равно еще явно недостаточно. В подтверждение тому начальник управления материально-технического обеспечения «Белагросервиса» Андрей Даукша привел несколько красноречивых примеров. В этом году по программе импортозамещения объединение закупило запчастей на 2,5 миллиарда рублей, из них на 1,6 миллиарда — у предприятий Минпрома и почти на полмиллиарда — у производителей своей системы. При этом последним из них необходимо значительно расширить номенклатуру.

Достаточно сказать, что к косилкам и граблям «Кроне» объявлялся конкурс на поставку комплектующих по 28 позициям. У нас же производится только 3. К зерноуборочным комбайнам «Мега» и «Лексион» заявлялось около 350 позиций на поставку запчастей. Но только на 6 имеются отечественные производители. Лучше всего ситуация по комбайнам Е-525/527 и «Лида-1300». Из 290 позиций в республике на конвейер поставлено производство более 110 запчастей, в основном в Лиде.

К реализации этой программы подключаются и коммерческие организации. Примером может служить частное предприятие «Новый век», что на Брестчине, которое выпускает пальцы для граблей и подборщиков. Но таких пока немного. Поэтому основную погоду по реализации программы импортозамещения делают предприятия «Белагросервиса». Они уже организовали производство 120 видов почвообрабатывающих агрегатов и машин для уборки льна, разбрасывателей минеральных удобрений, доильных и других установок, которые дешевле импортных аналогов. И что очень важно — не уступают им по качеству. Несвижский райагросервис, например, выпускает охладители молока, молочные автоцистерны, установки для приготовления смеси для выпойки телят, Гомельский мотороремонтный завод — универсальные культиваторы со сменными стрельчатыми лапами и дисками, Ивановский райагросервис — передвижные доильные установки с молокопроводом и мобильным охладителем молока закрытого типа. Устойчивым спросом пользуются прицепы Березовского мотороремонтного завода. Предприятия объединения занимаются также производством машин по кооперации или лицензионным соглашениям с иностранными фирмами.

В республике имеется 877 импортных тракторов, более полутысячи зерноуборочных и около 720 кормоуборочных комбайнов, 230 — свеклоуборочных, немало тракторных косилок, оборотных плугов, посевных агрегатов зарубежного производства. После гарантийного обслуживания эта техника начинает требовать к себе повышенного внимания. Плюс наша от 10 до 20 процентов, а некоторые ее виды почти наполовину, укомплектована импортными составляющими. На отдельных плугах, например, лишь рама отечественная, а остальное — дорогостоящий импорт. Уйти от него полностью невозможно, да и нецелесообразно, но сократить нужно обязательно.

Прежде чем разрабатывать программу импортозамещения на ближайшие пять лет, «Белагросервис» совместно с облагросервисами и областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию проанализировали потребность в запчастях для различного рода машин и оборудования. На первом этапе, т. е. уже в следующем году, запланировано освоить производство 120 наименований различных узлов и деталей. Что же касается далекой перспективы, то она будет строиться и корректироваться с учетом потребностей сельхозпредприятий. А пока программа по импортозамещению дорабатывается с учетом финансовых возможностей, специализации предприятий, уточняется номенклатура запчастей для изготовления. Можно с уверенностью сказать, что ставка будет сделана не только на количественные показатели и ценовой фактор, но и на качество. Потому как своя запчасть всегда ближе и дешевле.

Восстановление машин

На ремонтных предприятиях «Белагросервиса» к следующему сельскохозяйственному сезону необходимо восстановить 667 зерноуборочных и около 280 кормоуборочных комбайнов, 1120 комбинированных почвообрабатывающих и посевных агрегатов, немало тракторов, льно-, свеклоуборочной и другой техники. По предварительным подсчетам, для этого потребуется почти 300 миллиардов рублей. Но ремонтные предприятия располагают пока только 110 миллиардами. При такой раскладке остальные средства надо будет пополнять за счет кредитных ресурсов и местных бюджетов. Придется напрячься и сельхозпредприятиям.

В связи с удорожанием запчастей стоимость работ будет выше прошлогодней. Минсельхозпрод уже издал приказ по подготовке сельскохозяйственной техники к полевым работам 2012 года, в котором озадачил и «Белагросервис». До него доведены графики и объемы ремонта. В свете этого документа и шла речь на выездном заседании Совета объединения — по обеспечению запасными частями для ремонта и технического обслуживания, загрузке ремонтных предприятий, финансировании работ. Воложинской райагропромтехнике, например, восстановление одного зерноуборочного комбайна год назад обходилось примерно в 20 миллионов рублей, нынче эта сумма, считают на предприятии, увеличится до 35 миллионов. Причем половина ее придется на запчасти.

Как первый, так и второй вопрос в какой-то степени дополняют друг друга. Поэтому разделять их можно лишь условно. Ведь для сельхозпредприятий не важно, кто изготавливал ту или иную запчасть, или где будет отремонтирована его техника. Главное, чтобы она работала надежно, а стоимость оказанных услуг была необременительной.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter