Импортный джойстик и наша «Роса»

Чем могут и чем не могут гордиться наши производители сельхозтехники

Развиваться по инновационному пути отечественное сельское хозяйство пытается не первый год. И если в области растениеводства и животноводства количественные показатели есть: урожайность растет, привесы и надои увеличиваются, то в сфере машиностроения немало планов пока не вылились в конкретные результаты. А неисправная техника – дополнительная сумма в цене готовой продукции. Вопросы о качестве белорусской сельскохозяйственной техники регулярно поднимаются на самом высоком уровне. Тем не менее разработчикам, производителям и испытателям не всегда удается найти общие точки взаимодействия. Страдают от этого аграрии: частые поломки и простои в самую горячую пору портят не только нервы, но и наносят урон экономике хозяйств…

Сами же «причастные» к созданию и разработке агротехнических средств утверждают: выпускаемая на белорусских предприятиях техника в полной мере удовлетворяет потребности аграриев. «Если в начале 2000-х речь шла о замене агропарка, то в последние годы произошло переосмысление самой организации производства. Акцент делается на комбинированные широкозахватные агрегаты, новые машины выпускает предприятие «Гомсельмаш», создаются производства и на базе предприятий Минсельхозпрода», — говорит директор ГУ «Белорусская машиноиспытательная станция» Владимир Бурдыко. По словам специалиста, наши заводы идут на кооперацию с мировыми производителями, что положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции. Правда, пока белорусские разработчики в основном только «копируют» заграничные образцы таких именитых брендов, как «Rauch», «Amazone», «John Deere»…

Директор Могилевского государственного учебного центра повышения квалификации кадров кандидат технических наук Яков Яроцкий отмечает: для того чтобы сравнивать качество отечественной и импортной продукции, нужно выбрать импортный аналог и проследить весь цикл его производства. В частности, знаменитый немецкий производитель кормоуборочной техники «Krone» на своих заводах не делает ни одного узла, двигателя или рамы. Опытный коллектив конструкторов проводит доскональный мониторинг рынка и заказывает агрегаты и комплектующие только у лучших поставщиков-производителей. На самих же предприятиях производится сборка машин, проходит их доскональное тестирование. А после продажи специалист завода проводит обучение по эксплуатации конкретной модели, отслеживает ее работу и информирует о недостатках.

Белорусские же производители хотят делать все сами: и узлы, и двигатели… Нет пока и перспектив для перехода на техничную агрегатную сборку. Для этого требуется серьезное перевооружение наших заводов, на большинстве из которых стоит оборудование выпуска 60—70-х годов прошлого века. Повезло лидскому предприятию: закупили итальянскую линию. Но по-прежнему остается актуальным вопрос о качестве белорусских двигателей. Крупнейший белорусский производитель у аграриев сегодня особого доверия не вызывает. Сегодняшние тракторы комплектуются американскими и немецкими моторами, мощности у отечественных не хватает.

Найти крайних в сложившейся ситуации непросто. На заводе в Лиде, который уже не раз вызывал нарекания, но где, к слову сказать, умеют делать хорошие вещи, говорят: проблемы сегодня действительно есть. И все они связаны с качеством закупаемых комплектующих. В комбайне «Лида-1600», которым чаще всего недовольны на селе, можно отметить низкое качество отечественного литья, которое приводит к выходу из строя подшипников, приводных ремней и т.д. Лидские специалисты сетуют и на проблемы в эксплуатации машин: зачастую еже­дневные осмотры комбайнов не проводятся, ремни и периодичность смазки не проверяются.

Существуют проблемы и с постгарантийной эксплуатацией сельхозтехники. В основном дилерские центры не накапливают нужные запчасти, а ремонт белорусской техники с импортными комплектующими трудно осуществить из-за длительного срока их поставки иностранными производителями. Отсюда и «экспортные» проблемы. Специалисты подчеркивают: основные компоненты любой сельхозтехники – гидравлика и двигатель. То, что можно было бы продавать за границу, надо обязательно «окружать» импортными комплектующими: например, гидравлика для тракторов (закупается у фирмы «Bosh»), электроника и знаменитые джойстики… И техника по цене приближена к импортным аналогам и по сути неконкурентоспособна…

Существуют определенные моменты и при испытании машин. Хоть в прошлом году в ГУ «Белорусская машиноиспытательная станция» прошли сертификационные испытания 429 агрегатов, было осуществлено более 200 функциональных испытаний, далеко не все производители выпускаемую продукцию отдают на «экс­пертизу». Минский тракторный завод часто обходит эту «инстанцию» стороной. Трактор МТЗ-3022 в свое время так и не прошел испытаний на станциии, в результате машина оказалась несовместима практически ни с одним сельскохозяйственным агрегатом. Помогло испытателям лишь обращение в правительство. После прихода на завод нового главного конструктора удалось наладить нормальный диалог.

Однако есть во всем этом и ложка меда. Производители и аграрии гордятся совершенно инновационной разработкой – комплексом агротехнических средств «Роса» на эластичных колесных движителях. Преимущество машины в высокой опорной проходимости, благодаря которой достигается возможность работать на полях с влажностью более 30 %, а значит, – несмотря на погоду, выполнять все сельхозработы в срок. Кроме того, агрегат легкий и минимально повреждает растения, а на поле может вносить удобрения и распылять средства защиты со скоростью 35 км/ч. Несмотря на то, что купить такую технику могут пока далеко не все хозяйства (стоимость «Росы» —150 миллионов рублей), окупит себя она уже через год (при обработке площади в 10 тысяч га). Разработчики отмечают: импорт­ный аналог по цене дороже в 4—5 раз. Успели оценить новинку и аграрии: по словам председателя СПК «Комайский» (Поставский район) Валентина Пылинского, в прошлом году с помощью «Росы» в хозяйстве обработали 8700 гектаров полей и потратили на это 13 миллионов 148 тысяч рублей. Обычно до этого на «трудных» полях приходилось использовать вертолет, на обслуживание этой площади в таком случае ушло бы 192 миллиона рублей…

В перспективе – расширение производств на базе ООО «Агромашресурс» и Смолевичского опытного завода и выпуск до 1000 агрегатов в год. Специалисты отмечают: это не только позволит снизить стоимость продукции для внутреннего рынка, но и открывает широкие перспективы для экспорта.

Фото: из архива «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter