Развиваться по инновационному пути отечественное сельское хозяйство пытается не первый год. И если в области растениеводства и животноводства количественные показатели есть: урожайность растет, привесы и надои увеличиваются, то в сфере машиностроения немало планов пока не вылились в конкретные результаты. А неисправная техника – дополнительная сумма в цене готовой продукции. Вопросы о качестве белорусской сельскохозяйственной техники регулярно поднимаются на самом высоком уровне. Тем не менее разработчикам, производителям и испытателям не всегда удается найти общие точки взаимодействия. Страдают от этого аграрии: частые поломки и простои в самую горячую пору портят не только нервы, но и наносят урон экономике хозяйств…
Сами же «причастные» к созданию и разработке агротехнических средств утверждают: выпускаемая на белорусских предприятиях техника в полной мере удовлетворяет потребности аграриев. «Если в начале 2000-х речь шла о замене агропарка, то в последние годы произошло переосмысление самой организации производства. Акцент делается на комбинированные широкозахватные агрегаты, новые машины выпускает предприятие «Гомсельмаш», создаются производства и на базе предприятий Минсельхозпрода», — говорит директор ГУ «Белорусская машиноиспытательная станция» Владимир Бурдыко. По словам специалиста, наши заводы идут на кооперацию с мировыми производителями, что положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции. Правда, пока белорусские разработчики в основном только «копируют» заграничные образцы таких именитых брендов, как «Rauch», «Amazone», «John Deere»…
Директор Могилевского государственного учебного центра повышения квалификации кадров кандидат технических наук Яков Яроцкий отмечает: для того чтобы сравнивать качество отечественной и импортной продукции, нужно выбрать импортный аналог и проследить весь цикл его производства. В частности, знаменитый немецкий производитель кормоуборочной техники «Krone» на своих заводах не делает ни одного узла, двигателя или рамы. Опытный коллектив конструкторов проводит доскональный мониторинг рынка и заказывает агрегаты и комплектующие только у лучших поставщиков-производителей. На самих же предприятиях производится сборка машин, проходит их доскональное тестирование. А после продажи специалист завода проводит обучение по эксплуатации конкретной модели, отслеживает ее работу и информирует о недостатках.
Белорусские же производители хотят делать все сами: и узлы, и двигатели… Нет пока и перспектив для перехода на техничную агрегатную сборку. Для этого требуется серьезное перевооружение наших заводов, на большинстве из которых стоит оборудование выпуска 60—70-х годов прошлого века. Повезло лидскому предприятию: закупили итальянскую линию. Но по-прежнему остается актуальным вопрос о качестве белорусских двигателей. Крупнейший белорусский производитель у аграриев сегодня особого доверия не вызывает. Сегодняшние тракторы комплектуются американскими и немецкими моторами, мощности у отечественных не хватает.
Найти крайних в сложившейся ситуации непросто. На заводе в Лиде, который уже не раз вызывал нарекания, но где, к слову сказать, умеют делать хорошие вещи, говорят: проблемы сегодня действительно есть. И все они связаны с качеством закупаемых комплектующих. В комбайне «Лида-1600», которым чаще всего недовольны на селе, можно отметить низкое качество отечественного литья, которое приводит к выходу из строя подшипников, приводных ремней и т.д. Лидские специалисты сетуют и на проблемы в эксплуатации машин: зачастую ежедневные осмотры комбайнов не проводятся, ремни и периодичность смазки не проверяются.
Существуют проблемы и с постгарантийной эксплуатацией сельхозтехники. В основном дилерские центры не накапливают нужные запчасти, а ремонт белорусской техники с импортными комплектующими трудно осуществить из-за длительного срока их поставки иностранными производителями. Отсюда и «экспортные» проблемы. Специалисты подчеркивают: основные компоненты любой сельхозтехники – гидравлика и двигатель. То, что можно было бы продавать за границу, надо обязательно «окружать» импортными комплектующими: например, гидравлика для тракторов (закупается у фирмы «Bosh»), электроника и знаменитые джойстики… И техника по цене приближена к импортным аналогам и по сути неконкурентоспособна…
Существуют определенные моменты и при испытании машин. Хоть в прошлом году в ГУ «Белорусская машиноиспытательная станция» прошли сертификационные испытания 429 агрегатов, было осуществлено более 200 функциональных испытаний, далеко не все производители выпускаемую продукцию отдают на «экспертизу». Минский тракторный завод часто обходит эту «инстанцию» стороной. Трактор МТЗ-3022 в свое время так и не прошел испытаний на станциии, в результате машина оказалась несовместима практически ни с одним сельскохозяйственным агрегатом. Помогло испытателям лишь обращение в правительство. После прихода на завод нового главного конструктора удалось наладить нормальный диалог.
Однако есть во всем этом и ложка меда. Производители и аграрии гордятся совершенно инновационной разработкой – комплексом агротехнических средств «Роса» на эластичных колесных движителях. Преимущество машины в высокой опорной проходимости, благодаря которой достигается возможность работать на полях с влажностью более 30 %, а значит, – несмотря на погоду, выполнять все сельхозработы в срок. Кроме того, агрегат легкий и минимально повреждает растения, а на поле может вносить удобрения и распылять средства защиты со скоростью 35 км/ч. Несмотря на то, что купить такую технику могут пока далеко не все хозяйства (стоимость «Росы» —150 миллионов рублей), окупит себя она уже через год (при обработке площади в 10 тысяч га). Разработчики отмечают: импортный аналог по цене дороже в 4—5 раз. Успели оценить новинку и аграрии: по словам председателя СПК «Комайский» (Поставский район) Валентина Пылинского, в прошлом году с помощью «Росы» в хозяйстве обработали 8700 гектаров полей и потратили на это 13 миллионов 148 тысяч рублей. Обычно до этого на «трудных» полях приходилось использовать вертолет, на обслуживание этой площади в таком случае ушло бы 192 миллиона рублей…
В перспективе – расширение производств на базе ООО «Агромашресурс» и Смолевичского опытного завода и выпуск до 1000 агрегатов в год. Специалисты отмечают: это не только позволит снизить стоимость продукции для внутреннего рынка, но и открывает широкие перспективы для экспорта.
Фото: из архива «Р»