Империя и другие

Способны   ли   США   жить   в   мире   равных  

Способны   ли   они   жить   в   мире   равных

Два года назад, когда президент США Джордж Буш пообещал гражданам своей страны уже в ближайшем будущем «определенность и уверенность», ведущий американский социолог Иммануэль Уоллерстайн на это заметила: «Наше будущее абсолютно непредсказуемо. США — одинокая сверхдержава, в которой отсутствует подлинная сила; мировой лидер, за которым никто не следует и которого никто не уважает; нация, опасно дрейфующая среди мирового хаоса, который она не может контролировать». 

Похоже, действительно, нынешний имперский блеск США не может затмить массу неразрешимых проблем, стоящих перед этой страной. Почему так происходит, пытаются сегодня разобраться не только американские, но и многие другие известные политологи, историки, экономисты. 

По их мнению, «упадок и падение американской империи произойдет не из-за стоящих у ворот террористов и не в свете помощи террористам государств-изгоев, а из-за фискального кризиса современного американского государства». В 2001 году экономика США вступила в фазу депрессии. И если во времена Клинтона в страну ежегодно поступало от 200 до 300 млрд. долларов инвестиций, то уже с началом нового ХХI века их поступление  уменьшилось в десять раз. В ближайшие пять лет 77 млн. американцев, родившихся в эпоху демографического бума, начнут получать пособие по социальному обеспечению. А к 2030 году, когда все они выйдут на пенсию, количество пожилого населения  США увеличится вдвое, число же обеспечивающих их благосостояние – только на 18 процентов. 

Бюджетная служба конгресса США предсказывает в ближайшие десять лет рост бюджетного дефицита до 2,3 трлн. долларов. Долг американского государства за это время увеличится на 9,1 трлн. долларов. В последние 5 лет 44 процента международных долговых обязательств оплачиваются уже в евро и только 48 – в долларах. 

Как  это ни покажется странным, но США находятся во все более растущей зависимости от иностранного капитала. Ведь сегодня более 50 процентов товаров и продуктов, потребляемых американцами, поступает из-за рубежа. И чтобы оплатить этот импорт, покрыть дефицит внешней торговли, США нуждаются более чем в 600 млрд. долларов ежегодно. Известный ученый, доктор исторических наук Анатолий Уткин убежден, что Америка повторяет судьбу имперской Британии. Та в 1913 году экспортировала огромные объемы капитала – 9 процентов своего валового внутреннего продукта, финансируя Канаду, Австралию, Аргентину, те же США. А после Первой мировой войны превратилась в их должника. 

Подобным же образом США после Второй мировой войны инвестировали весь мир, а сегодня американский международный долг дошел до 30 процентов ВВП. Такой уровень внешнего долга характерен только для слаборазвитых стран. Он делает страну-должника зависимой от экономических решений, принимаемых другими. И хотя до этого США, как говорится, еще «не дожили», тем не менее во многом они явно преувеличивают свое значение, и прежде всего значение своей военной силы. 

Инвестируя колоссальные средства в военную мощь, США, как когда-то СССР, объективно подрывают другие элементы своего могущества. К тому же, как показывают события в Афганистане и Ираке, эта электронно-космическая мощь США малоэффективна. Некоторые специалисты склонны даже считать, что авантюра на месопотамской равнине – один из последних эпизодов «американского всевластия». В связи с этим вспоминают слова, сказанные генералу Уэсли Кларку одним пентагоновским стратегом, о том, что «война против Ирака рассматривалась как часть кампании, рассчитанной на пять лет. За Ираком последуют Сирия, Ливан, Иран, Сомали и Судан»… Но отрезвила ли катастрофа в Ираке США, опьяненные своим статусом единственной сверхдержавы? Научатся ли Штаты слушать союзников и даже противников, у которых тоже, убежден, есть идеалы, мечты и интересы?! В противном случае Америка будет во все более возрастающей степени окружена конфликтами, страхом, смятением, отчаянными попытками «остановить время». Убежденная, что будущее таит неизбежное ожесточение на поле геополитики, Иммануэль Уоллерстайн предсказывает, что уже в ходе следующей войны (подобной иракской) будет применено ядерное оружие. И его применению найдут банальное оправдание. Что доллар перестанет быть единственной реальной резервной валютой. Евросоюз не сумеет найти сближения с Россией, что сильно ослабит Западную Европу. Что Россия и Китай сохранят внутреннее единство, расширят производство, укрепят вооруженные силы, что, несомненно, изменит геополитическую карту мира. 

Она считает, что наступает фаза силовых взаимоотношений «золотого миллиарда» и остальных пяти, что психика американцев после  11 сентября 2001 года и неудач в Ираке изменилась и они будут обязаны научиться «жить в мире более равных». Это хоть в какой-то мере вселяет надежду на то, что мир станет более стабильным и цивилизованным. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter