Императивы времени

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ

Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ

Сегодня многие сходятся во мнении, что XXI век пройдет под знаком интеграции. В наши дни дух единения буквально витает над планетой. И, пожалуй, наиболее явно это ощущает Беларусь. С одной стороны, она граничит с могучим Европейским союзом, объединяющим 27 стран с населением более полумиллиона человек и общим ВВП около 15 триллионов долларов. С другой стороны, наша страна и сама активно участвует в масштабных объединительных процессах, которые, как планируется, уже в 2015 году приведут к созданию аналогичной интеграционной группировки — Евразийского союза.

Однако важно понимать, что интеграция реализуется не только в очевидной для всех форме создания межгосударственных союзов, но и на уровне национальных экономик и даже предприятий. Например, исследования Международного валютного фонда показывают, что в хозяйственной жизни тридцати самых развитых стран мира роль государства за последние почти полтора века выросла в среднем в 4,5 раза. В частности, с 1870 по 1996 год, несмотря на риторику о достоинствах рыночного саморегулирования, доля госрасходов в ВВП возросла в США с 7,3 до 33,3 процента, в Японии — с 8,8 до 36,2 процента, в Германии — с 10 до 49 процентов, во Франции — с 12,6 до 54,5 процента, в Швеции — с 5,7 до 64,7 процента. Разумеется, нынешние антикризисные денежные вливания в экономику западных стран эту тенденцию лишь усилили.

Осознание данной тенденции дает ответы на многие принципиальные для белорусов вопросы. В частности, пренебрежение ею объясняет, почему все страны бывшего СССР в процессе рыночных реформ, связанных с уходом государства из экономики, столкнулись с резким падением производства и уровня жизни населения. Вполне понятно и то, почему Беларусь, с 1994 года усиливая хозяйственную роль государства и тем самым действуя в духе времени, даже при явном дефиците собственных природных ресурсов вышла в лидеры среди постсоветских стран. Например, по такому фиксируемому ООН показателю уровня жизни, как индекс человеческого развития, наша страна, как правило, опережала и опережает все государства СНГ.

Кстати, именно ослабление роли государства в экономике из-за явно ошибочного курса правительства на ее рыночную либерализацию закономерно привело к тому, что в 2011 году мировой финансовый кризис ворвался-таки и в нашу страну, больно ударив по карманам белорусов. Как следствие, Александр Лукашенко на совещании с правительством и Нацбанком в ноябре 2011 года вынужден был заявить: “Меня серьезно беспокоит то, что правительство слишком увлеклось рыночными реформами... Отбросив сложившуюся практику регулирования цен и других экономических процессов, мы получили негативные результаты и серьезные проблемы, для решения которых теперь надо тратить дополнительные усилия и средства... Вместо энергичных мер правительства по эффективной мобилизации ресурсов и сил на преодоление негативных явлений я вижу лишь дискуссии и пространные рассуждения о достоинствах либеральной модели развития, упования на радикальные реформы... Даже на Западе ищут пути, как обуздать стихии рынка, не останавливаются перед национализацией, повсеместным усилением государственного контроля и управления социально-экономическими процессами...” В итоге возврат к сложившейся за предыдущие годы практике активного госрегулирования экономики закономерно обеспечил ее стабилизацию в прошлом году.

Активно протекает интеграция и на уровне предприятий. Это проявляется в быстрой концентрации капитала и прибыли под контролем сверхкрупных корпораций, что ведет к монополизации рынков и угасанию конкуренции.

В частности, вопреки рецептам по развитию малого и среднего бизнеса, с хитрецой выписываемым переходным странам, с 1970 по 2006 год доля сверхкрупных (с капиталом свыше одного миллиарда долларов) фирм в совокупном капитале корпораций США возросла с 49 до 83 процентов, а в их общей прибыли — с 52 до 86 процентов.

Те же процессы идут и в других технологически развитых странах. Благодаря тому что Беларусь, опять-таки действуя сообразно этой глобальной тенденции, не дала рыночной стихии разгромить свои крупные предприятия, как это, увы, случилось у многих наших соседей, мы сегодня и зарабатываем столь нужную стране валюту, продавая тракторы, грузовики, автобусы, троллейбусы, нефтепродукты...

Важно наконец-то понять, что классическая конкурентно-рыночная идеология устарела и уходит в прошлое, уступая место прогрессивной интеграционной доктрине развития. Интеграционный императив побуждает нашу страну и впредь заботиться о создании и развитии крупных промышленных, продовольственных, энергетических и других компаний, активно участвовать в интеграции на постсоветском пространстве.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter