Императивы гражданского общества

Президент Владимир Путин провел первое заседание президентского Совета по правам человека в обновленном составе.

Президент Владимир Путин провел первое заседание президентского Совета по правам человека в обновленном составе. Состав этот значительно расширился, в структуру пришло много новых людей. Перед ними, равно как и перед «старожилами», стоит задача сохранить преемственность в работе Совета, отметил президент.

Владимир Путин рассчитывает на то, что члены Совета не будут уходить от актуальных тем, в том числе политических. Как подчеркнул глава государства, необходимо обращать внимание на все стороны российской жизни: на вопросы политики, организации общества, государства, социальные вопросы. По его словам, граждане России ждут от правозащитников помощи тогда, когда государственный механизм дает сбой.

Владимир Путин: «Все, что у нас делается, делается только для одного – для того, чтобы наша страна была более эффективной и устойчивой. Она не может быть более устойчивой, если будет опираться только на силу правоохранительных и репрессивных органов. Она будет более устойчивой, если общество будет более собранным, эффективным, ответственным, если будет налажена связь между обществом, гражданином и государством».

Сотрудничество между гражданским обществом и государством должно осуществляться таким образом, чтобы прямая обратная связь, доходящая до самого верха власти, позволила совершенствовать управление государством и создавать условия для того, чтобы вопросы решались прежде всего в интересах граждан, считает президент. 

Владимир Путин особо подчеркнул свою готовность к тому,  что его мнение не всегда будет совпадать с оценками членов Совета. Основываясь на опыте работы Совета в предыдущие годы, Путин признал, что не все, что он считал тогда правильным, таковым было. «Так же, как нельзя сказать, что все, что от меня просили члены Совета, было обоснованным», – добавил президент.

Помощник главы государства Игорь Щеголев сообщил, что в ближайшее время у россиян может появиться специальный e-mail для общения с государством, который был бы оптимален для обсуждения общественных инициатив. Таким образом, каждый гражданин обретет свой электронный адрес, предназначенный исключительно для контактов с государством. «Государство будет точно знать, кто к нему обращается, – отметил Щеголев. – Это избавит гражданина от необходимости предъявлять паспорт, настоящий или электронный».

Членов СПЧ очень интересовал вопрос о механизмах финансирования Общественного телевидения. Владимир Путин пока оптимального решения этой проблемы не видит, поскольку при любых раскладах независимость Общественного ТВ ставится под сомнение. Для того чтобы Общественное телевидение работало по схеме Би-би-си, придется повышать тарифы для граждан, объяснил свою точку зрения президент. Это приведет к тому, что Общественное телевидение будет смотреть ограниченное число людей. Значит, государству нужно субсидировать этот канал, а это фактически опять государственное телевидение. Именно поэтому к решению проблемы должны подключиться члены СПЧ, доработав проект создания Общественного ТВ.

Владимир Путин: «Я вам обещаю, что сделаю все для того, чтобы эти предложения, согласованные со всеми при разности подходов, были реализованы в жизнь. Постараюсь это сделать, вместе с вами это будем делать. Но нужно сделать так, чтобы вы их сформулировали и согласовали между собой».

Государство может вновь рассмотреть поправки в законодательство, касающиеся ответственности за государственную измену. Член Совета Тамара Морщакова обратила внимание на то, что рассматриваемые изменения статьи о государственной измене могут коснуться представителей гражданского общества. Путин согласился с тем, что термин «государственная измена» не должен быть обращен на вопросы, которые к госизмене не имеют никакого отношения. И хотя данный проект прошел предварительную экспертизу, президент готов еще раз его проанализировать. А вот закон об НКО и иностранных агентах он считает правильным, чтобы другие государства не вмешивались во внутренние дела РФ.

Владимир Путин: «Другое дело, когда мы собираемся сами, обсуждаем свои собственные болячки и сами вырабатываем противоядие против них, это разумно, абсолютно. Но когда кто-то пытается нами руководить исподтишка с помощью финансирования определенных структур, считаем, что это неправильно и, во всяком случае, мы должны знать, кто эти люди. Чего здесь такого необычного и антидемократичного? Не думаю, что здесь есть какие-то элементы, противоречащие развитию демократических начал в нашем обществе».

Еще одно предложение касалось того, чтобы обязать чиновников реагировать на критические публикации в определенный срок. С такой идеей выступила журналистка Елена Масюк. Владимир Путин не против выработки «юридической техники» ответа чиновников на критические статьи в СМИ, но пока не очень понимает, как это можно сделать. Однако глава Совета Михаил Федотов все же попросил Путина поручить СПЧ подготовить соответствующие предложения. Глава государства услышал и Ирину Хакамаду, которая высказалась против принятия закона об оскорблении религиозных чувств. По ее мнению, документ нанесет вред, приведет к расколу и «дискредитирует президента, когда он его подпишет». «Давайте попросим парламентариев не спешить с принятием закона. Пусть эксперты еще раз проанализируют проект», – отреагировал Путин.

Владимир Путин прямо в ходе заседания включил в состав СПЧ еще одного участника – правозащитника Александра Брода. Произошло это импровизированно: член Совета Елена Николаева посетовала, что Брод изначально не был включен в структуру. «Давайте включим», – немедленно отреагировал Путин. Сам Брод заявил Интерфаксу, что готов работать в обновленном составе СПЧ, и поблагодарил президента за доверие.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter