По велению времени
— Конституция Беларуси, принятая в 1994 году, однозначно поспособствовала укреплению суверенитета и независимости страны. С этого времени она обновлялась уже дважды. В чем логика этого процесса совершенствования?— Современные условия, в которых оказалось белорусское государство, потребовали определенных преобразований, которые смогли бы обеспечивать дальнейшее государственно-правовое строительство и общественное развитие нашей страны. Процесс разработки и принятия на республиканском референдуме в 2022 году обновленной Конституции показал, что внесение в нее изменений и дополнений оправданно. И необходимость таких действий была поддержана широким общественным мнением.
Обновленная Конституция обеспечила преемственность конституционных положений и стала залогом еще большей устойчивости и безопасности государства. В то же время она сохранила достигнутый прогресс в политической, экономической, социальной и культурной сферах, продолжив эволюционный путь развития Беларуси. Правовые традиции и духовные идеалы белорусского народа, родившиеся в процессе его самоопределения, стали основой обновленной Конституции.
— Как можно определить основы нашего правопорядка?
— Это очень важно, ведь нравственные ценности — основа единения людей. А современные вызовы и угрозы направлены на уничтожение единства и согласия в нашем обществе. Поэтому укрепление конституционно-правовой безопасности граждан — требование времени, и обновленная Конституция способствует правовой защищенности личности, общества и государства. Ее ценность обусловлена тем, что в ней получили отражение идеалы справедливости — демократизм и равноправие. Поэтому основу белорусского правопорядка образуют ценности правового социального государства, в котором человек и обеспечение его прав и свобод являются высшей ценностью и целью государства.
Справедливости ради
— Какое значение в применении Основного Закона отводится Конституционному Суду?— Он единственный орган в Беларуси, который наделен полномочиями по контролю за соответствием нормативных правовых актов в государстве Основному Закону. Его заключения и решения окончательны и обжалованию и опротестованию не подлежат. Конституционный Суд ориентирует законодателя и правоприменителей на соблюдение многогранного содержания Конституции и недопустимость искажения ее положений в нормативных правовых актах. В обновленной Конституции установлено, что контроль за конституционностью законодательства осуществляется по предложениям не только Президента, палат Парламента, Верховного Суда, Совета Министров, как было ранее, но и Президиума Всебелорусского народного собрания, а предварительный конституционный контроль законов осуществляется только по предложениям Президента.
— Каковы основные полномочия высшего конституционного органа?
— С учетом целей деятельности Конституционного Суда, предусмотренных в статье 116 Конституции, его полномочия значительно расширены. При осуществлении ряда полномочий Конституционный Суд выступает как арбитр в системе государственной власти и обеспечивает ее устойчивое функционирование. Так, при сохранении полномочия давать заключение по предложению Президента о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Конституционный Суд наделен правом давать заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения Конституции Президентом. Такое заключение может быть дано по предложению Президиума Всебелорусского народного собрания. Также по предложению Президиума ВНС он дает заключения о конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. Конституционный Суд по предложениям Президента осуществляет проверку конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум. Закрепление данной новой нормы обусловлено важностью решений, принимаемых на референдуме, и необходимостью в полной мере обеспечить реализацию конституционного права граждан непосредственно участвовать в решении государственных дел. Наделение Конституционного Суда таким значимым полномочием, как толкование Конституции, свидетельствует об укреплении его статуса в качестве органа, формирующего конкретную конституционную доктрину государства.
С учетом всех мнений
— Может ли обычный гражданин подать жалобу в Конституционный Суд?— Может. В Беларуси в соответствии с обновленной Конституцией установлен институт конституционной жалобы — это наиболее распространенная форма защиты прав и свобод граждан в странах постсоветского пространства и большинства европейских государств. С ее помощью гражданин может непосредственно обратиться в Конституционный Суд с жалобой на нарушение, по его мнению, его конституционных прав и свобод при применении определенного закона. Мы вправе принимать решения по таким жалобам, проверяя конституционность закона, примененного в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты. Конституционный Суд последовательно, в том числе в посланиях Президенту и палатам Национального собрания, отстаивал необходимость введения индивидуальной конституционной жалобы, так как она дает возможность исключить искажение конституционно-правового смысла норм закона при применении в конкретном судебном деле, а также повысить эффективность конституционного контроля и реальной судебной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
shamko@sb.by