Как преступники-рецедивисты делают автомобильные номера, и мы все ими пользуемся

«Имена» вашим машинам дают здесь

Автомобильные номерные знаки в стране делает единственное предприятие — РУП «Одиннадцать». Находится оно, как принято говорить, за колючей проволокой и высоким забором. Работают там преступники–рецидивисты из волковысской колонии. Об этой уникальной закрытой фабрике сегодня рассказывается впервые.



Регистрационные знаки в «одиннадцатке» штампуют в зависимости от потребностей, вводит меня в курс дела Александр Лисовский, исполняющий обязанности директора предприятия на территории ИК–11. В прошлом году их выпустили больше 140 тысяч — для автомобилей Беларуси, 73 тысячи заготовок — для Польши.

На самом производстве режим охраны особый. Доступ — только для определенных сотрудников колонии и даже далеко не для всей администрации. И уж тем более цех закрыт для людей посторонних (для журналистов, понятно, сделали исключение). Вход на производство — через несколько дверей и досмотров. Всюду видеокамеры.

В цехе на смене — 10 человек. Кстати, есть работники, которые не только погашают иски и платят за свое содержание в колонии, но и помогают близким на свободе.



На участке гул, работа идет полным ходом. В помещении тепло, это, говорит Александр, важно для материалов, из которых делают знаки... Двое в спецовках перетаскивают огромную алюминиевую «бобину» (из одной такой, кстати, получается 1.200 автомобильных знаков) на разматыватель, а оттуда выпрямленная металлическая лента подается на ламинатор. Дальше — склейка со специальной светоотражающей пленкой с символом BY и изображением белорусского флага. Затем изделие проходит через своеобразную печь, чтобы пленка равномерно «взялась».

И все это — на добротном оборудовании целой производственной линии, приобретенной в Германии. Представитель компании–производителя техническому процессу обучал как персонал ИК–11, так и осужденных.

Теперь волковысское предприятие выпускает не только, как раньше, заготовки для автономерных знаков, но и готовые изделия. Весь процесс — автоматический. Даже если где–то пошло смещение пленки, умная техника все подкорректирует сама, сообщив об этом человеку.
Автомобильные знаки для транспорта проходят 8 испытаний и только потом уходят к заказчикам.
Кстати, о материалах. Алюминий и пленка должны быть высокого качества, поэтому в РУП «Одиннадцать» особенно тщательно выбирают поставщиков. Саму заготовку обязательно испытывают аж 8 раз: на светоотражение, коррозию, износ, теплостойкость, толщину и т.д.

...Предпоследний производственный аккорд — вальцы и рубка. И вот из станка выскакивают одна за другой гладенькие прямоугольные пластины — только успевай руки подставлять да складывать изделия. Кстати, эта линия может в минуту выпускать до 60 заготовок, но пока, говорят специалисты, в максимальной производительности необходимости нет.



Рядом — картонные коробки с технологическими отходами. Их измельчают — и на цветмет.

Александр Лисовский подводит к станкам, где осужденные вручную выкладывают на заготовках клише с буквами и цифрами. Затем — под пресс. При мне, к примеру, сделали номер для войсковой части. Теперь выдавленные символы и кайму самой пластины покроют термотрансферной пленкой на соседнем станке.

...На столе — образцы разных готовых знаков. Вот — для такси, автомобилей дипломатов, а это — на мотоциклы, тракторы, мопеды. На каждый вид знаков техника настраивается отдельно.

Здешние работники говорят, что за 5–часовую смену спокойно делают три с половиной тысячи знаков.

— Все они учетные. — Руководитель показывает мне документацию по каждой выпущенной партии. — Качество работы проверяет отдел техконтроля.

Кстати, информационные пластмассовые таблички, которые вы видите, к примеру, на домах, тоже делают осужденные ИК–11.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter