Имена на белых пятнах

Во времена перестройки, когда печаталось многое, ранее запрещенное, этот роман также был после долгого периода запрета переиздан и вызвал резонанс.
Во времена перестройки, когда печаталось многое, ранее запрещенное, этот роман также был после долгого периода запрета переиздан и вызвал резонанс. Неудивительно: перед читателем предстает почти инфернальный мир отечественной глубинки, преображаемый советской идеологией, где упомянутый товарищ Самасуй как ответственный работник Шепелевского райисполкома отвечает за культуру и образование. А также за деятельность товарищества сторонников "здыхаты на буржуазею", общества "Няхай гадуюцца дзеткi", работу районной абортной комиссии, отстрел бродячих собак и пробную пожарную демонстрацию.

Наверное, читатель "Запiсак" вспомнит и страницы "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, и "Зависть" Олеши... Но в белорусском романе за безумно смешными эпизодами слишком явственно читается устрашающая реальность сталинской эпохи. Когда друг крадет у друга записную книжку и использует оный "вещдок" на общественно-показательном процессе. Когда у "рычагов культуры" один комментарий: "Ус„ гэта - атрута капiталiстычнай прадажнiцкай прэсы!" Ну а понадобится новое здание для "нардома" - достаточно оглядеться по сторонам, найти "кулака" да экспроприировать его хату.

"Я - былы беларускi пiсьменнiк-гумарыст Шашалевiч Андрэй Антонавiч (псеуданiм Мрый), якi напiсау у 1929 г. раман "Запiскi Самсона Самасуя".

Эти строки из письма А.Мрыя "другу працо›ных Iосiфу Вiсары„навiчу Сталiну". Письмо в "застойные годы" ходило в списках по рукам. Автор, заключенный сибирского лагеря Андрей Шашалевич, обращается к "другу трудящихся" с последней отчаянной надеждой на справедливость. Он описывает, как выбивались на следствии признания, как оговаривали друг друга подследственные, как целенаправленно осуществлялись травля писателей и отлучение их от литературы...

Причину своих бедствий А.Мрый видит не в последнюю очередь и в своем "злополучном" романе, который когда-то вызвал и в среде собратьев-литераторов злобную критику, обвинения в очернении советского строя.

Действительно, странно перечитывать критические статьи того времени. Уж как старались некоторые "правильные литераторы" выявить "буржуазных прихвостней" в своих литературных рядах, а через несколько лет оказывались в одной камере с "буржуазными прихвостнями" и получали одинаковые приговоры - приговоры в Куропаты.

Один из героев романа "Запiскi Самсона Самасуя" имеет сыночка по имени Террорчик.

Тогда, в двадцатых, это еще вызывало улыбку.

С середины тридцатых подросшие террорчики и сделавшие карьеру самсоны самасуи уже не казались смешными.

А.Мрыя взяли одним из первых, в 1934-м.

Погиб в 1943 году непонятным образом, сразу же после освобождения из лагеря - вроде бы его убили на железнодорожной станции уголовники.

Брат А.Мрыя, драматург Василь Шашалевич, встретил еще более страшную смерть - его, "доходягу", убила на лесоповале береза, опрокинувшая Василя в костер...

А.Мрый, будучи в заключении, в ссылке, по его собственному свидетельству, написал много новелл, повестей и роман из лагерной жизни "Живой дом". Где все эти рукописи находятся теперь, возможно, знают специалисты. Я же могу только процитировать строки из энциклопедии: "Во время ареста в Мурманске конфискованы и пока не выявлены".

Все же я верю, что написанное найдется. Все, что касается творческих людей, приобретает особую ценность и особую "живучесть": рукописи, документы, воспоминания...

Недавно я с интересом прочитала письмо читательницы из Орши Александры Ивановны Дединец. Александра Ивановна обратила внимание на мою статью о белорусском писателе Платоне Головаче, так же, как и А.Мрый, репрессированном в тридцатых. Александра Ивановна пишет, что имела счастье общаться с Платоном Головачом в далеких тридцатых и хочет поделиться "некоторыми штрихами знакомства с талантливым человеком горькой судьбы".

"...1932 год, я - студентка Минского государственного медицинского института. Живу в общежитии по улице Ленинградской. Рядом - койка моей подруги Жени Каплуновой и ее сестры (имя не помню). Платон Головач навещал Каплуновых, уроженок Краснополья. Сестры объясняли, что писатель уделяет им внимание, поскольку бывал в Краснополье, дружил с их отцом и их мама угощала Платона драниками, а отец медом и рыбой, поскольку слыл незаурядным рыбаком и пчеловодом.

Визиты были частыми. Нельзя было не заметить личную симпатию посетителя к нашей подруге Жене. Мы по-доброму ей завидовали, а гость старался как истинный интеллигент уделять внимание и нам (в комнате было четыре студентки). Припоминаю его галантное приглашение в кино всех нас.

Мы гордились быть рядом с писателем да еще секретарем ЦК ЛКСМБ. Незабываемо, как он приобщал нас к литературе. На благодатной почве его слов, может, и появилась моя повесть "Святая к музыке любовь".

Вот его слова: "Врач - второй интеллигент на селе, а первый, конечно, учитель". И нашей Жене при каждой встрече говорил: "Ты рождена не для врачевания, а для литературы, и твое место на литфаке".

И каково было наше удивление и досада, что после летних каникул нашей Жени в общежитии не оказалось, и в мединституте также. Она - студентка литфака БГУ. Срок обучения на врача был 5 лет, на учителя - меньше. Мы еще учились, а Е.Каплунова уже в Борисовском рабфаке преподавала литературу.

И однажды со слезами на глазах ее сестра нам сообщила: "Женя в "высоком доме".

В ту пору ходила такая притча: "Какой в Минске самый высокий дом?" И ответ был: "НКВД. Потому что из него видны Соловки". Шла учительница Каплунова в клуб на репетицию - руководила драмкружком. Одета налегке, на ногах парусиновые торгсинки на босу ногу. Поравнялся "черный ворон", схватил прохожую и умчал в столичный "высокий дом".

Зная, что Женя была так легко одета, сестра собрала "с миру по нитке" и понесла передачу. К нашему удивлению, свидание состоялось, а передачу Женя не взяла, отказалась. Она предполагала, что по какому-то недоразумению очутилась в подвале, через денек-другой будет на воле.

Но этот денек длился более полутора десятков лет. Выжила в северных лагерях, возвратилась в свое Краснополье искалеченная нравственно и физически. А виной тому, что лучшие годы своей молодости провела в лагерях строгого режима, послужила переписка с Платоном Головачом. А его, красавца, молодежного вожака республики, талантливого писателя в 1937 году расстреляли, и было ему в ту пору лишь 34 года. Вот и не верь пророчествам, а ведь он свой первый рассказ назвал "Загубленае жыцц„". В этом году ему - 100, а память все хранит".

Огромное спасибо Александре Ивановне за ее письмо. История белорусской литературы изобилует "белыми пятнами". Все, что касается нашей литературы, людей, ее творивших, представляется мне очень важным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter