Как работает Республиканский отряд специального назначения МЧС

Им подчинится любая стихия

Ровно 20 лет назад — 19 января 1999 года — Президент утвердил Положение о создании Министерства по чрезвычайным ситуациям. За это время относительно молодая структура успела добиться серьезных успехов. Сейчас МЧС готово решать задачи по ликвидации широкого спектра чрезвычайных ситуаций практически в любой точке мира, а наши спасатели востребованы не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. В преддверии Дня спасателя мы решили окунуться в воспоминания старожилов спасательной службы, посмотреть, чем живут подразделения МЧС сегодня и какое их ожидает завтра.

Если надо, хоть на край света

В Республиканском отряде специального назначения МЧС служат асы своего дела

Здесь собраны лучшие из лучших спасателей, которые всегда готовы оказаться в той точке Беларуси, где в них больше всего нуждаются. К слову, не раз они уже приходили на выручку и жителям других стран. Например, в 2014 году работники РОСН в составе сводного отряда МЧС отправлялись в Сербию помогать пострадавшим от сильного наводнения. И подобных случаев в летописи отряда, которому в мае исполнится 28 лет, достаточно. В преддверии Дня спасателя корреспондент «СГ» познакомился с героями видимого фронта.  

Рядовой внутренней службы Роман ФИНСКИЙ.

Отряд состоит из различных центров и служб. Одна из самых интересных — кинологическая служба, которую создали для поиска людей, пострадавших в завалах разрушенных зданий и пропавших в лесу. Здесь шесть лабрадоров и три овчарки. Как раз попадаю на тренировку. Спасатель-кинолог старший сержант внутренней службы Кирилл Иконостасов проводит общий курс послушания для лабрадора по кличке Кира. Питомец беспрекословно выполняет все команды бойца: «сидеть», «лежать», «рядом» и так далее. В качестве поощрения за хорошую работу Кира получает угощение.

— Она специализируется на поисках людей в завалах техногенного характера. Например, в прошлом году работала в горпоселке Мачулищи, где в одном из гаражей взорвался газ. Пострадавшего Кира нашла достаточно быстро. Затем его извлекли спасатели и экстренно доставили в больницу, —  вводит в курс дела спасатель-кинолог.

Всех лабрадоров, находящихся в кинологической службе, подготавливают именно для такого вида работ. На полосе препятствий животные оттачивают навыки прохода по завалам. Овчарок же натаскивают на поиск человека в лесном массиве или на болотах. Инспектор-кинолог капитан внутренней службы Владимир Пичуков объясняет это тем, что данная порода собак очень выносливая и хорошо развита физически:

— У нас к каждому питомцу определенный подход. Мы настраиваем собаку на то, что человек — это друг, поэтому она никогда не укусит. Пострадавшего животное ищет по следу, а когда находит, начинает лаять, чтобы указать нам примерное место.    

Спасатель-кинолог старший сержант внутренней службы Кирилл ИКОНОСТАСОВ проводит общий курс послушания для лабрадора по кличке Кира.

К слову, поиском пропавших в лесу людей занимаются не только кинологи с овчарками, но и специальная поисково-спасательная служба, появившаяся в структуре МЧС в прошлом году. Одна из ее задач — содействие МВД в поисках пропавших в природных экосистемах людей. Для общего руководства и развития этой службы в отряде создали центр поисково-спасательных работ и пожаротушения. Его начальник подполковник внутренней службы Виталий Медведский рассказывает, каких результатов удалось достичь за полгода:

— Мы совершили 37 выездов на поиски людей: найдено девять человек и один, увы, умерший. Чаще всего ездили в Могилевскую область: там в основном искали сборщиков клюквы и грибов, которые забирались вглубь леса к болотам. По статистике, пик пропажи людей в Беларуси — сезон сбора дикоросов. Наши первоначальные действия выглядят так: если нам позвонил сам заблудившийся или о его пропаже сообщили представители МВД, то мы выезжаем на место и входим в лес, где заходил тот человек. Затем, если у пропавшего есть средства связи, организуем звуковой поиск. Когда такой возможности нет, то прочесываем массив, разделенный по квадратам. Также при необходимости используем тепловизоры и квадрокоптеры.

Начальник центра поисково-спасательных работ и пожаротушения Виталий МЕДВЕДСКИЙ.

Отряд обеспечивает химическую и радиационную безопасность населения. Специальный центр занимается спасением и эвакуацией людей из загрязненных зон, а также ликвидацией утечек опасных веществ.

— Автомобиль химической и радиационной защиты с боевым расчетом на шесть человек оснащен всем необходимым: есть средства защиты органов дыхания фильтрующего и изолирующего типа, последние используются вместе с баллонными системами на сжатом воздухе, которых хватает примерно на 70—80 минут, — объясняет все тонкости спасатель-химик-дозиметрист прапорщик внутренней службы Илья Кузьмич.

Важная задача центра радиационной и химической защиты — проведение первичной разведки. С помощью газоанализаторов на четыре элемента (хлор, аммиак, оксид углерода и взрывоопасные газы) можно узнать, чем именно загрязнена территория. Используют и дозиметры-радиометры с различными блоками детектирования альфа-, гамма- и бета-излучения. Также у центра есть своя мобильная лаборатория химического и радиационного контроля, с помощью которой прямо на месте можно провести необходимые анализы. Ее начальник майор внутренней службы Александр Кляус рассказывает, куда в последнее время выезжали работники центра:

— Не так давно в Борисове нашли источники ионизирующего излучения в пункте приема металлолома. По химической части был инцидент в Минске: одна из лабораторий сбрасывала производственные отходы в мусорные контейнеры. Однако 90 процентов вызовов приходятся на ртуть, начиная от разбитого градусника и заканчивая поломками промышленного оборудования, — говорит начальник лаборатории химического и радиационного контроля Александр Кляус.


Немаловажную роль в структуре отряда специального назначения играет и центр взрывотехнической службы. Главная задача — ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Например, устранение ледяных заторов на реках для предотвращения подтопления близлежащей территории при помощи энергии взрыва. Начальник взрывотехнической службы подполковник внутренней службы Александр Кутасин рассказывает, где в прошлом году отметились его подчиненные:

— Мы занимались подрывом Житковичского моста. В течение пяти дней проходили подготовительные работы: всего заложили более одной тонны взрывчатки. Подобные действия позволили максимально сократить сроки демонтажа. К слову, наша служба умеет не только разрушать, но и созидать. Когда на том же Житковичском мосту обнаружились проблемы, именно наши сотрудники из Пинского РОСН наводили понтонную переправу и обеспечивали круглосуточное передвижение автомобилей через реку.   

Попасть в одно из подразделений отряда специального назначения не так-то просто. Например, перед тем как оказаться в том же центре химической и радиационной защиты, нужно пройти профессиональную подготовку. А это 10 суток индивидуальных занятий с последующей сдачей зачета, около трех месяцев обучения на допуск к технике и приборам, а потом еще учеба на химика-дозиметриста. Минимум полгода! Более того, к работе с радиоактивными веществами допустят и вовсе через год. Недаром Виталий Медведский мне сказал, что простых людей здесь нет. Каждый отдан своей работе и в любую минуту готов сорваться хоть на край света, если понадобится.  

КОММЕНТАРИЙ

Министр по чрезвычайным ситуациям Владимир ВАЩЕНКО:

— За 20 лет с момента создания МЧС сделано немало. И мы будем продолжать наращивать свои возможности и постоянно повышать эффективность. Но прежде всего сейчас мы работаем на предупреждение. И в этих целях в каждой области создаются центры безопасности. В декабре приняли в эксплуатацию такой центр в Могилеве, который открыт при участии наших зарубежных партнеров. Уже выделены средства Евросоюза, и будет создан хороший центр в Бресте. Думаю, в ближайшие год-два введем в эксплуатацию центр в Минске.

Завершается разработка беспилотника с дальностью полета до 300 километров. Думаю, в ближайшее время он к нам поступит и мы его сможем применять для мониторинга и авиационной охраны лесов параллельно с вертолетами — это будет дешевле. Но при этом мы не отказываемся от использования вертолетов. Кроме мониторинга мы имеем возможность сразу же приступать к тушению — с помощью десантирования, беспосадочным способом. К слову, практически все, что мы имеем на вооружении, отечественного производства. Это результат взаимодействия с учеными НАН Беларуси и другими.

Вадим БАННЫЙ.

banny@sb.by

Фото Дениса МАЛЫШИЦА.
Земля горела под ногами

Глава семьи Бурминских и оба его сына связали судьбу со службой в органах Министерства по чрезвычайным ситуациям

Анатолий Федорович БУРМИНСКИЙ родился в 1947 году в Бобруйске, в семье военнослужащего авиатехника. Жить довелось в бараке, в подвальном помещении с земляным полом. Позже перебрались в поселок Зябровка под Гомелем, где дислоцировался авиационный полк.

Отец и сыновья БУРМИНСКИЕ.
Фото Ивана ЯРИВАНОВИЧА.

Армейская служба Анатолия проходила в Группе советских войск в Германии. Также ему довелось участвовать в событиях, вошедших в историю как Пражская весна. В 1968 году в Чехословакии начались волнения, в которых руководство СССР увидело угрозу целостности и единству политического строя в странах советского блока. В Чехословакию были введены войска. Туда же перебросили подразделение, где служил Анатолий Бурминский:

— Мы брали их министерство обороны. Наши танки и бронетранспортеры окружили здание. По-настоящему воевать, к счастью, не пришлось. Хотя один раз под обстрел попали. Чехи нам, мягко говоря, были не рады. На асфальте рисовали звезды, а внутри — свастику. И призывы, чтобы мы убирались домой, с указанием расстояния до Москвы. Я тогда много фотографировал. До сих пор жалею, что не сохранил пленку…

Первое время после демобилизации Анатолий трудился геодезистом, учился в Белорусском институте железнодорожного транспорта. Затем была работа в райкоме партии, откуда его направили служить в органы внутренних дел. Тогда в их состав входила и пожарная охрана. В эту службу Анатолий Федорович пришел в 1977 году, застав, к слову, времена, когда существовали ППЧ — профессиональные пожарные части. Их сотрудники не носили погон и были гражданскими. Позже все пожарные подразделения стали военизированными.

В управлении пожарной охраны УВД Гомельского облисполкома Анатолий Федорович вел кадровую работу. Но далеко не всегда она ограничивалась стенами кабинета. Сразу после аварии на ЧАЭС довелось попасть в зону радиационного загрязнения. Нужно было тушить торфяники в Хойникском, Лоевском и Брагинском районах. К слову, из горпоселка Комарин в ясную погоду можно было рассмотреть вдали саму станцию.

О степени опасности и мерах защиты тогда информировать не спешили — чтобы не поднимать панику. Даже с дозиметрами в первое время не все умели обращаться. И хотя пожарные понимали, что происшествие серьезное, расположения духа и чувства юмора не теряли:

– Товарищи мои даже шутить умудрялись. Подсунули мне костюм химзащиты весь в тальке. Надели мы наши костюмы, стали в ряд, метров пятнадцать друг от друга — идем, тушим. Потом, когда сняли их, из сапог воду выливали — столько потов с нас сошло. А я еще и весь белый-белый в придачу. Они стоят и хохочут.

Работа спасателя-пожарного по определению связана с риском, который возникает и проявляется подчас в самые неожиданные моменты. Случился крупный пожар на фабрике искусственного меха в Жлобине. Вместе с двумя коллегами, одним из которых был тогдашний начальник УВД, Анатолий Федорович выехал на место происшествия. Все трое оказались в непосредственной близости от горевшего цеха.

— Я чуть сзади шел и в какой-то момент вдруг слышу сильный треск, — вспоминает Бурминский. — Машинально хватаю обоих за одежду, тяну на себя и сам вместе с ними падаю. А в следующий миг обрушилась крыша, еще чуть-чуть — и мы бы все трое под ней оказались...

НА пенсию полковник внутренней службы Анатолий Бурминский вышел в 2000 году. К тому времени по его стопам пошли оба сына. Любопытно, что первым с выбором определился младший — Денис. Он окончил Высшее пожарно-техническое училище Главного управления военизированной пожарной службы МВД РБ. А впоследствии и сам стал преподавателем Гомельского инженерного института МЧС. К слову, иногда его курсантам приходилось участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций еще в период учебы. Так было весной 2001-го во время сильных пожаров на Полесье. Изначально возгорание началось в Минской области. Распространению огня способствовала засушливая погода. Постепенно пожар, площадь которого исчислялась квадратными километрами, добрался до Житковичского района. На борьбу с ним были брошены сотни спасателей МЧС, военнослужащие внутренних войск и гражданской обороны, задействованы десятки единиц техники.

— Взвод курсантов командировался туда в составе сводного отряда, — вспоминает Денис. — Даже когда мы ехали к месту тушения и видели прогары — в буквальном смысле выжженную землю, было немного не по себе. Неделю жили в детском саду, спали на маленьких матрасах. Зато баня — каждый день. Потому что приезжали по вечерам чумазые с ног до головы. И все равно вся эта копоть, торфяная пыль так въедались, что потом еще дома долго отмывался.

Что такое тушение торфяников, спасатели МЧС знают не понаслышке. Температура горения, которого на поверхности иногда даже не видно, исчисляется сотнями градусов. Бывало, торфяники горели рядом с посадками картофеля. В таких случаях его можно было доставать и сразу есть. Картошины запекались прямо в земле. Даже сотни литров воды, залитой в недра, не гарантировали успех. Иногда победа над огнем оказывалась иллюзией. Стоило подуть ветру, и торфяники разгорались с новой силой…

В настоящее время Денис Бурминский работает начальником учебно-методического отдела Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС РБ. Его старший брат Дмитрий также посвятил службе больше двадцати лет. В подразделениях Гомельского областного управления МЧС он занимался в основном вопросами профилактики, обучения и пропаганды пожарной безопасности. Как в свое время и отец, вел кадровую работу. Совсем недавно завершил службу по выслуге лет, но продолжает трудиться в качестве вольнонаемного специалиста.

— Я и сейчас в повседневной жизни не упускаю возможности пропагандировать пожарную безопасность, – Дмитрий с улыбкой приводит свежий пример. — Недавно менял крышу у себя на  даче в деревне Дударево Добрушского района. Обрабатываю стропила огнезащитным составом, подходит сосед, интересуется. Он думал, что это защита от короеда. Когда узнал, что главным образом — от огня, стал расспрашивать, советоваться. Решил, что сделает то же самое у себя, несмотря на затраты. Вот это, по-моему, лучшая пропаганда. Вообще, оценить ее эффективность, конечно, сложно. Но когда хоть один человек задумается, примет меры и тем самым сохранит свою жизнь, это значит, что наши инспекторы уже работают не зря.  

Много времени на своей даче в Речицком районе проводит и Анатолий Федорович Бурминский — основатель династии. Вполне вероятно, что ее традиции продолжат и внуки, которых у ветерана МЧС шестеро.

Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ.
КЛАССное увлечение

Профессия спасателя на Лиозненщине одна из самых популярных у выпускников школ

Сегодня инспектор инспекции надзора и профилактики РОЧС Алена ПЕТУШКОВА не только выезжает и расследует пожары, но и делится профессиональным опытом с девятиклассниками средней школы № 1 в райцентре, где создан класс МЧС.


Девушка из деревни Борсеево.  Она  сама, будучи школьницей, с воодушевлением слушала рассказы спасателей,  и это определило ее будущее:

– Родители поддержали мое желание поступать в университет гражданской защиты МЧС. Рада, что вернулась на малую родину и сейчас сама помогаю людям в сложных ситуациях, параллельно веду занятия в классе МЧС.  В дружный коллектив районных спасателей пришла полгода назад. Помню свой первый выезд на пожар: в деревне Михалиново горел сарай. Огонь мог перекинуться на жилые строения поблизости, но мы прибыли вовремя. Хозяин и сельчане были очень благодарны. Как правило, причины пожара бывают разными: это и неисправность печного отопления или электропроводки, и неосмотрительное поведение хозяев. Одна из задач нашей инспекции – донести правила, которые помогут избежать беды.

Еще мне нравится заниматься с детьми из класса МЧС. Большинство ребят хотят получить эту профессию, чтобы спасать жизни и помогать людям. Наше дело овеяно ореолом романтики, но на практике это большой труд и ответственность, ведь на кону — человеческие жизни.

Девушка признается, что ни разу не пожалела о своем выборе. И во многом благодаря атмосфере, которая сложилась в коллективе лиозненских спасателей, 40 процентов которого — молодежь. РОЧС – активный участник районных благотворительных акций, спортивных и культурных мероприятий, лауреат смотра-конкурса по реализации государственной молодежной политики.

Начальник РОЧС Виталий Чайкин профессиональными качествами и общественной работой подопечных доволен:

— В составе РОЧС – 3 пожарно-аварийных спасательных части. Общая численность – 52 сотрудника. В прошлом году наши подразделения 214 раз выезжали на оказание помощи оказавшимся в чрезвычайной ситуации людям. И это не только пожары. Например, мать вышла на минутку к соседке и случайно захлопнула входную дверь, а в квартире маленький ребенок, варится обед, спустя несколько минут из-за безответственного отношения взрослых  с маленьким человеком могла бы произойти большая трагедия, если бы не быстрые и профессиональные действия спасателей. Где-то человека зажало во время ДТП конструкциями автомобиля, нужно срочно его вытащить и передать медицинской бригаде – несчастных случаев, увы, достаточно. И в каждом из них на кону человеческая жизнь, здоровье, благополучие.  

Держать руку на пульсе и реагировать оперативно на пожары и прочие чрезвычайные ситуации спасателям помогают не только профессионализм, сплоченность и взаимовыручка в коллективе, но и работа в тесной связке с сельисполкомами, милицией и старейшинами деревень.

Андрей ЗАХАРОВ.

zakharov@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter