Только не надо путать заботу с жалостью: поверьте, ребята, которые учатся в этом филиале колледжа (кстати, единственном в своем роде во всей республике — и в этом году он празднует свое 10-летие), вызывают скорее чувство гордости. Во-первых, потому что уже к своим 17—18 годам, в отличие от многих здоровых ровесников, понимают, что путь в достойную взрослую жизнь лежит через образование. Во-вторых, потому что не сломались под тяжестью своих болезней (а здесь учатся ребята с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с легочной гипертензией, тяжелой формой сахарного диабета), а решили воспользоваться предоставленным им шансом стать востребованными на рынке труда.
— После окончания учебы из стен этого центра каждый год выходит 30 экономистов в сфере бытового обслуживания, — рассказывает директор Минского торгового колледжа Георгий Космач. — И, конечно, получают такой же диплом о среднем специальном образовании, как любые другие наши учащиеся. Должен отметить, что, несмотря на свои особенности, многие потом продолжают учебу в вузах, а 13 процентов наших выпускников сейчас стали частными предпринимателями.
— Я даже сказала бы больше, — добавляет педагог-психолог центра Наталья Макаревич, — у наших детей намного сильнее мотивация обучения, чем у обычных студентов. Конечно, им сложнее адаптироваться к чему-то новому, их легче вывести из равновесия, обидеть, но, по-моему, в этом больше виноваты не они сами, а то отношение к людям с особенностями психофизического развития, которое до сих пор присутствует в нашем обществе.
Именно поэтому детям-инвалидам и нужна посильная помощь и небольшая поддержка. Вот простой пример: в филиале торгового колледжа как такового распределения на работу нет — кто-то после его окончания продолжает получать высшее образование, кто-то пытается найти работу по полученной востребованной специальности. Но — самостоятельно. Безусловно, практически у всех это получается, но ведь насколько было бы проще устроиться, если бы организации сами высылали запросы на специалистов. А это редкость. Возможно как раз потому, что многие ошибочно путают физические недостатки с умственными?
Или еще: в центре работает только один психолог — на полставки, потому что так положено. Но в данном случае мы имеем дело скорее с внештатной ситуацией, ведь это не совсем обычные дети, поэтому консультации и присутствие психолога им нужно постоянно. А такой возможности, как сказано выше, нет. Жаль. Ведь эти ребята не просят ничего экстраординарного. Просто дать им возможность доказать, что они могут быть такими как все.
Им нужна не жалость, а понимание
То, что детей надо опекать и защищать — бесспорно. Но среди “цветов жизни” есть такие ранимые экземпляры, которые нуждаются в заботе больше других. Чтобы понять это, достаточно побывать в Экспериментальном центре реабилитации инвалидов, созданном при Минском государственном торговом колледже.