Им нужна не жалость, а понимание

То, что детей надо опекать и защищать — бесспорно. Но среди “цветов жизни” есть такие ранимые экземпляры, которые нуждаются в заботе больше других. Чтобы понять это, достаточно побывать в Экспериментальном центре реабилитации инвалидов, созданном при Минском государственном торговом колледже.
Только не надо путать заботу с жалостью: поверьте, ребята, которые учатся в этом филиале колледжа (кстати, единственном в своем роде во всей республике — и в этом году он празднует свое 10-летие), вызывают скорее чувство гордости. Во-первых, потому что уже к своим 17—18 годам, в отличие от многих здоровых ровесников, понимают, что путь в достойную взрослую жизнь лежит через образование. Во-вторых, потому что не сломались под тяжестью своих болезней (а здесь учатся ребята с ДЦП, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с легочной гипертензией, тяжелой формой сахарного диабета), а решили воспользоваться предоставленным им шансом стать востребованными на рынке труда.
— После окончания учебы из стен этого центра каждый год выходит 30 экономистов в сфере бытового обслуживания, — рассказывает директор Минского торгового колледжа Георгий Космач. — И, конечно, получают такой же диплом о среднем специальном образовании, как любые другие наши учащиеся. Должен отметить, что, несмотря на свои особенности, многие потом продолжают учебу в вузах, а 13 процентов наших выпускников сейчас стали частными предпринимателями.
— Я даже сказала бы больше, — добавляет педагог-психолог центра Наталья Макаревич, — у наших детей намного сильнее мотивация обучения, чем у обычных студентов. Конечно, им сложнее адаптироваться к чему-то новому, их легче вывести из равновесия, обидеть, но, по-моему, в этом больше виноваты не они сами, а то отношение к людям с особенностями психофизического развития, которое до сих пор присутствует в нашем обществе.
Именно поэтому детям-инвалидам и нужна посильная помощь и небольшая поддержка. Вот простой пример: в филиале торгового колледжа как такового распределения на работу нет — кто-то после его окончания продолжает получать высшее образование, кто-то пытается найти работу по полученной востребованной специальности. Но — самостоятельно. Безусловно, практически у всех это получается, но ведь насколько было бы проще устроиться, если бы организации сами высылали запросы на специалистов. А это редкость. Возможно как раз потому, что многие ошибочно путают физические недостатки с умственными?
Или еще: в центре работает только один психолог — на полставки, потому что так положено. Но в данном случае мы имеем дело скорее с внештатной ситуацией, ведь это не совсем обычные дети, поэтому консультации и присутствие психолога им нужно постоянно. А такой возможности, как сказано выше, нет. Жаль. Ведь эти ребята не просят ничего экстраординарного. Просто дать им возможность доказать, что они могут быть такими как все.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter