Белорусские авиаторы вернулись на родину после помощи в ликвидации лесных пожаров в Турции

Им и небо по плечу

Почти полгода белорусские авиаторы помогали тушить лесные пожары в Турции — в декабре огнеборцы вернулись домой

Лето выдалось аномально засушливым, что привело к множеству пожаров по всему миру. Только в Европе огонь уничтожил рекордное количество площадей — в четыре раза больше, чем обычно. Непросто пришлось и Турции. В июле в курортном городе Мармарис лесной пожар перекинулся на отель, а в сентябре там же огонь едва не уничтожил десятки дорогих яхт в местной бухте на побережье Эгейского моря. Наши спасатели видели стихию своими глазами. Они с июня помогали турецким коллегам в тушении пожаров. Техника и люди вплоть до зимы работали на пределе, практически в круглосуточном режиме. Наша команда с начала миссии совершила 265 вылетов.

Авиаторы перечисляют точки на карте: Измир, Анталья, Аланья, Сеферихисар, Мармарис и Каш. Именно там пришлось совершить белорусской команде почти 460 часов общего налета на очаги пожаров, чтобы их прекратить. Этот год был непростым: если обычно в Турции опасная пора — это конец июля — начало августа, то сейчас этот период затянулся. Помощник командира вертолета Ми-8 Николай Силивончик вспоминает, что только Мармарис горел трое суток:


— Мы тушили возгорания на высоте до 1,7 километра. Одновременно было задействовано около 30 бортов. Кто-то с одной стороны заходил, кто-то с другой. И все это на участке пять на пять километров в условиях большой задымленности. Приходилось поворачивать голову на 360 градусов, чтобы не столкнуться.

Летчик Сергей Шевчук тоже привез из Мармариса жуткие воспоминания:

— Помню, как нам сообщили о небольшом возгорании. Пока мы долетели, полыхала уже вся гора. А ведь прошло не больше десяти минут... В Турции дуют сильные ветра, а также очень жарко. В прошлом году фиксировали до 50 градусов, в этом чуть меньше. Одна искра — и при такой погоде все разгорается одномоментно.

Ситуацию осложняет холмистая местность. На счастье, на каждой удобной возвышенности есть наблюдательные посты местных лесников, которые бьют в набат при виде малейшего дымка. Но у вертолета есть всего 12 минут, чтобы подняться в воздух. Поэтому наши спасатели жили прямо на вертолетных площадках, чтобы сразу вступить в бой с огнем. А инженерно-технический состав часть работ проводил ночью, чтобы к утру все машины были в строю.

— Вертолет может находиться в воздухе 2 часа 20 минут, потом нужна дозаправка. Поэтому для того чтобы осмотреть его после каждого вылета, дежурили на взлетной полосе буквально от рассвета до заката, — поясняет инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Дмитрий Пехлецкий.

Дмитрия Пехлецкого в Липках встретили дочери.

Всего в 2022-м в Турции трудились 26 человек из летного и инженерно-технического состава МЧС. Пожары тушили три вертолета — два Ми-8 и один Ми-26. На борьбу со стихией было потрачено 5 тысяч тонн воды! Это при том, что самый большой вертолет в мире Ми-26 за один раз может захватит 15. Начальник авиации МЧС Тадеуш Курсевич считает, что эта практика незаменима и в условиях Беларуси:

— Горели леса в горах, куда наземная техника не доберется. Одна надежда на пожарную авиацию. Ребята летали в условиях высокогорья, при больших температурах и разреженном воздухе, когда двигателю не хватает кислорода, а лопастям — плотности воздуха. Летчики начинают лучше чувствовать технику. Это пригодится, если разгорятся наши леса, особенно в районах Ольманских болот или Полесского радиационного заповедника.

Еще один плюс такого опыта — установка дружественных связей, считает Тадеуш Курсевич:

— Все расходы на топливо и подготовку взяла на себя принимающая сторона. К нам в Турции очень хорошо относятся. В основном там частные иностранные спасатели. Как государственная авиация мы там, пожалуй, были единственными. И показали отличное качество работы, чем дали еще один повод гордиться нашей страной. Турецкие коллеги это высоко оценили.

Второй пилот Андрей Царик с детьми.

Гордятся огнеборцами не только за рубежом, но и дома. Александра Шевчук, встретив мужа на аэродроме «Липки», поделилась с журналистами — сын и дочка наперебой рассказывают в школе и саду, что их папа тушит пожары в Турции:

— Очень скучали по нему. Даже сегодня утром, когда Сережа уходил на работу, в доме начались легкие волнения. Дети распереживались, что папа опять надолго улетит в командировку. Я тоже себе места не находила. А как иначе? Работа у мужа сложная, опасная. Всегда с ним связь держу — он сообщает, куда летит, как приземлился…

gorbatenko@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter