Умеет ли Дональд Трамп заключать сделки?

Иллюзия сделок

Сделка, сделка, сделка… Вы заметили, в мире уже почти не говорят о договорах и переговорах, а только о сделках? Произошло это с подачи американского президента Дональда Трампа, крупного бизнесмена, написавшего в свои деловые времена книгу «Искусство заключать сделки». «Сделки — моя форма искусства. Другие люди красиво рисуют на холсте или пишут прекрасные стихи. Я люблю заключать сделки, предпочтительно большие сделки. Это доставляет мне удовольствие» — так начинается его книга. И так началось его президентство: из прежних договоров выйдем (это были плохие сделки), новые заключим (и это будут хорошие, очень хорошие сделки).


Для начала Трамп вывел США из двух крупнейших торговых соглашений, переговоры о заключении которых велись несколько лет — со странами Северной Америки и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Выход из договора в АТР, на мой взгляд, признак того, что Трамп, даже если и неплохой тактик (хотя сейчас и в этом есть сомнения), то уж точно не стратег. Потому что стратег бы понимал, что соглашение о свободной торговле в АТР, объединяющее 12 стран, направлено на сдерживание Китая. Но Трамп вступил в торговую войну с Поднебесной в одиночку и не перестает удивляться тому, что Председатель КНР Си Цзиньпин вызов принял — на уступки не идет, а боевые действия ведет умело: и обменный курс китайской валюты опустился до исторического минимума (хотя я помню и более низкие цифры), и тарифы на американские товары повышаются, и в бой с технологическими гигантами вступают без страха. И другие страны АТР в этой войне Трампу не подмога: он их бросил, пусть теперь расхлебывает эту кашу сам.

Дональд Трамп вывел США из ядерного соглашения с Ираном, назвав его «худшей сделкой за всю историю», и, к собственному удивлению, оказался из-за этого в изоляции даже в группе G7 на французском курорте Биарриц. Потому что это не двустороннее соглашение (кстати, Трамп предпочитает именно двусторонние, а не многосторонние «сделки» — на одного партнера легче надавить), в нем есть и другие участники — Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия. И эти остальные участники в договоре остаются, пусть и с некоторыми оговорками. И договариваться с Ираном — хотят. А Трамп против.

Президент США пообещал «лучшую сделку» руководителю Северной Кореи Ким Чен Ыну — сделать его страну «очень богатой», если он откажется от ядерной программы. Трампу нравится делать то, что никто до него не делал, то, чем можно войти в историю — и он сделал пару шагов по территории КНДР. Первым из американских президентов. Но если оставить в стороне пиар, то что остается в сухом остатке? А в нем — отсутствие результатов для США, но признание легитимности ядерной программы Северной Кореи. Сделка? Какая такая сделка?

Ну а после того, как Дональд Трамп предложил стать посредником в разрешении Кашмирского конфликта между Индией и Пакистаном, Индия отменила ту статью своей Конституции, которая обеспечивала Кашмиру автономию, и фактически отрезала регион от внешнего мира: мол, это наше внутреннее дело, никаких посредников.

Так умеет ли Дональд Трамп заключать сделки? И стоит ли надеяться на это премьер-министру Великобритании Борису Джонсону, которому Трамп пообещал торговую «сделку века», если Борис хлопнет дверью, покидая Евросоюз? Я бы на месте Джонсона не питала иллюзий. Но он меня не услышит, конечно.

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter