Иллюзия растаяла. Реальность плачевна

Прокуратура полностью подтвердила факты, изложенные в расследовании "СБ" "Мираж"
Прокуратура полностью подтвердила факты, изложенные в расследовании "СБ" "Мираж". Кроме того, в Белорусском обществе Красного Креста вскрыты бесконтрольность и бесхозяйственность, пропажа и хищения имущества. Министр здравоохранения отстранила от должности генерального секретаря БОКК. Против него возбуждено уголовное дело.

1. Президиум

Атмосфера перед началом заседания 29 июня была нервозной. Члены президиума внимательно изучали многостраничный документ. Представление "Об устранении нарушений законодательства в деятельности Белорусского общества Красного Креста" подписал и.о. Генерального прокурора Республики Беларусь С.В.Косуха. Хотя формально в повестке дня значились три пункта ("Об утверждении плана мероприятий", кадровый и "Разное"), фактически стоял один. Это несколько раз подчеркнула министр здравоохранения Людмила Постоялко, которая вела заседание: "Мы рассматриваем очень важный вопрос!"

Как вернуть этой организации в нашей стране, увы, утраченный авторитет. Поскольку Международный Красный Крест (трижды лауреат Нобелевской премии - подчеркивали выступавшие!) свой авторитет сохранил. Но у него, к сожалению, в современном мире обширное поле деятельности: природные катастрофы, войны, эпидемии, беженцы... А какова его роль в современной, достаточно благополучной Беларуси? Имеющей к тому же развитые государственные структуры, способные эффективно работать в чрезвычайной ситуации. Что может и что должна делать общественная организация, каковой является Красный Крест?

Слово Антона Романовского, уже бывшего генерального секретаря БОКК, было кратким и покаянным. Он сказал, что после статьи "Мираж" (опубликованной, напомним, 19 марта) организация подверглась серьезной проверке, Прокуратура работала три месяца. Ему уже вручено постановление о возбуждении уголовного дела, он уже вызван на допрос. Принес коллегам извинения за темное пятно, которое нанес репутации Красного Креста.

Напомнил о своих заслугах. О том, например, что возглавил общество после распада СССР. Что очень трудно было в период всеобщего хаоса сохранить кадры и структуру. Что во времена тогдашней нищеты приходилось вынужденно принимать в дар любую, в том числе устаревшую, зарубежную технику. Перенимать и зарубежные, не всегда приемлемые для нашей страны подходы, поскольку своих еще не было...

Эх, Антон Алексеевич, услышать бы эти слова от вас несколько месяцев назад! Глядишь, дела приняли бы иной оборот. Но тогда, в марте, вы фактически отказались отвечать на вопросы корреспондента "СБ"...

2. Предыстория

Целью журналистского расследования под заголовком "Мираж" было выяснить, располагает ли Белорусское общество Красного Креста подразделением быстрого реагирования на случай, например, стихийных бедствий. Имеются ли специальная техника и подготовленные люди? Поскольку создание отряда "Служба катастроф" не раз провозглашалось, а Немецкий Красный Крест в прошлом выделял на эти цели немало техники и средств. Поскольку, наконец, "помощь лицам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций", является прямой задачей организации, провозглашенной в Законе "О Белорусском обществе Красного Креста". Ответ был однозначным: нет такого отряда, нет такой службы!

Читательская почта принесла и более резкие оценки. Вот одно из мнений: "С удовольствием прочел статью "Мираж". Автору, вероятно, будет интересно узнать, что многие считают ее, пропитанную иронией, заказной - с целью убрать г-на Романовского с его места. Я также не исключаю эту возможность, но это не суть важно. А важно то, что все изложенное в статье - сущая правда. В ней настолько все правдиво, что даже придраться не к чему. Я имею право судить, т.к. имел "удовольствие" работать в этой конторе. Если бы вы знали, чем там занимаются, прикрываясь интересами детей, инвалидов и престарелых..."

Затем поступил официальный ответ А.Романовского. Еще здесь генеральный секретарь мог бы признать печальную реальность, но... Фактически то была пространная лекция: об истории общества, о работе его международных организаций, особенно подробно - об использовании символики. Любопытен был, например, перечень "наиболее значительных нарушений закона". Красным крестом нельзя обозначать аптеки (и даже автомобильные аптечки!), места для инвалидов в транспорте, учреждения здравоохранения... Тем более - промышленные изделия, печатную и рекламную продукцию. За это грозит не только административная, но и уголовная ответственность!

А по существу сказано было мало. Автор кивал на Немецкий Красный Крест, помощь которого назвал ни много ни мало "бомбой замедленного действия". Но с тех пор прошло более 10 лет, пора бы выработать и свою концепцию! Таковая имеется и называется "Стратегия-2007", которая сводит реагирование БОКК на чрезвычайные ситуации к... профилактике.

Симптоматично выглядела следующая фраза: "Мы должны работать с населением... вовлекая его в реализацию мин-проектов, обеспечивающих ему безопасные условия жизни". Опечатка выделена мной. А может, это и не опечатка вовсе, а некая новая форма работы? Впрочем, тут не до иронии.

3. Представление

Проверка, проведенная Прокуратурой, констатировала, что к началу 2005 года в БОКК "числилось" 901.196 членов - каждый десятый житель страны. А фактически это школьники, студенты и медработники, которые лишь платят. "Абсолютное большинство людей... не принимают иного участия в деятельности организации. В БОКК работа строится на выполнении плана по сбору взносов (пожертвований), при этом в нарушение Устава БОКК порядок взимания взносов не разработан" - говорится в документе.

Аптечная сеть не создана. Плановые мероприятия или формальны, или не выполняются. База общества полуразрушена и непригодна для эксплуатации. Документы, подтверждающие получение в прошлом гуманитарной помощи от немецкой стороны, отсутствуют. Часть немецкой техники продана по странным ценам частным лицам, часть просто похищена.

Например, автомобиль "Фольксваген-Транспортер" 1990 года выпуска продан физическому лицу Сергелю Александру по остаточной стоимости 717.598 руб. Такой же, но 1991 года выпуска, - физическому лицу Каминской Жанне по остаточной стоимости 955.260 руб.

2 мотоцикла БМВ, не прошедшие регистрацию в органах ГАИ, были в 2000 году похищены (с той самой полуразрушенной "базы"). Первоначальная стоимость каждого - 3.500 немецких марок. Еще в июне 2003-го были похищены автомобиль-кухня ЗИЛ-131 и прицеп ИАПЗ-738, поскольку "никаких мер по обеспечению сохранности техники руководство БОКК не предпринимало". Лишь 30 марта 2005 г. (после статьи!) "генеральный секретарь БОКК Романовский А.А. обратился в Советское РУВД г. Минска с заявлением о хищении автотранспорта... Практически вся техника, полученная в рамках международного сотрудничества, руководством БОКК использовалась не по назначению и неэффективно". Ладно, это дело и эта техника - прошлое. Что сегодня?

К началу года на балансе БОКК числилось 8 автомобилей, в том числе 4 легковых, которые... "нуждаются в капитальном ремонте. Неисправные автомобили в течение нескольких лет не эксплуатировались и находились на оплачиваемой стоянке". Зато оплата стоянки, ремонт автомобилей, приобретение горюче-смазочных материалов производились за счет безвозмездной иностранной помощи, предоставленной японским фондом "Движение помощи Чернобылю" о. Кюсю".

Нарушен порядок проведения тендеров по закупкам автомобилей. В процедуре участвовали определенные БОКК предприятия, машины ("Фольскваген-Гольф" стоимость 12.000 долларов США, "Фиат-Стило" стоимостью 10.570 долларов США без таможенного оформления, "Пежо" и т.д.) покупались без учета стоимости.

Тут же на заседании Людмила Постоялко выяснила, что ревизионная комиссия 5 лет фактически не работала. Что в БОКК, по сути, не знают о количестве и сохранности имеющегося имущества! Оценки министра менялись от недоуменных ("как такое могло случиться в самой гуманной общественной организации?") до крайне жестких ("застойное болото!"). Заметим, что о том же - бумажном шуршании, чиновничьей суете и надувании щек - говорилось и в статье "Мираж".

Оценки подтверждает и резюме Прокуратуры: "...вследствие непрофессионального отношения должностных лиц БОКК к работе общественная организация не в полной мере выполняет обязанности, возложенные на нее Законом".

4. Перспективы

Что дальше?

Тема "службы катастроф", ставшая поводом статьи "Мираж", сама собой отошла на второй план. Участники заседания солидарно пришли к выводу, что Красному Кресту не по силам и незачем дублировать Минздрав и МЧС. Общество должно "найти себя" в иных местах: в госпиталях, больницах, интернатах, среди больных и немощных детей и стариков. Приехавшие "с мест" члены президиума уверяли, что там, в районах, среди молодежи и студентов найдется достаточно волонтеров для этой нелегкой, но благородной миссии. Но их, увы, некому за собой повести. Нужна другая идеология, тактика и стратегия. Слишком много нужно поменять в Красном Кресте.

Поэтому заготовленный "план мероприятий" на голосование не ставился и даже не обсуждался как поспешный, сырой, несостоятельный. Концепция "Стратегия-2007" даже не упоминалась. Исполняющим обязанности генерального секретаря БОКК был избран новый человек - Василий Жарко, который имеет большой опыт работы в Минздраве и общественных организациях и получил от собравшихся наилучшие рекомендации. Перед ним министр и поставила генеральную задачу. К весне будущего года (к предстоящему съезду общества) произвести тотальную "ревизию" имущества и идеологии БОКК. Красный Крест в нашей стране должен быть и будет. Но другим! На том и разошлись.

...В дверях меня догнал Антон Романовский, бывший генеральный секретарь. Протянул для рукопожатия руку. Не в знак благодарности, конечно, но жест был достойным. Посетовал, что карьеру, мол, вынужден завершать таким вот образом. Возможно, ждал сочувствия? Сочувствую, Антон Алексеевич. Мне искренне жаль.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter