Значение технологической революции слишком преувеличено

Иллюзия прорыва

Либеральное крыло экспертов ознаменовало весну различными, мягко говоря, пессимистичными прогнозами для белорусской экономики. Мол, устарела она, предприятия старые, технологии древние и все остальное неконкурентоспособно. Насколько понимаю, в обновленной интерпретации звучит намек на Запад: мол, там лежат все технологии и алгоритмы модернизации, реструктуризации и вообще коммерческие идеи высшего пошиба. Несомненно, в чем-то прозападники правы. Но в целом технологическая революция больше похожа на пиар, чем действительно революционный технологический прорыв. В моем глубоком детстве научная фантастика обещала к XXI веку межзвездные полеты, бесплатные источники энергии, мгновенную передачу энергии и материи во времени и пространстве и еще много интересных вещей. Кстати, писали-то эти книги не филологи-романтики, а нередко люди с глубоким техническим образованием. И что человечество получило по факту?! Смартфончик, умный холодильник, который умеет считать кефир и следить за его сроком годности, и множество подобной ерунды. По итогу цифровизация (и на бытовом, на корпоративном уровне) пока приводит только к росту продаж ПО западных (во многом американских) компаний и появлению новых возможностей для манипулирования сознанием. Остальные блага IT-революции весьма сомнительны, как бы ее ни пиарили развитые страны. 

ezoterika-info.com

Доведенный до абсолюта процесс может привести (точнее, быстрее всего приведет) не к развитию, а к деградации. Мир здорово треснулся о грабли цифровизации. Внедрение IT везде и всюду уже далеко не является оправданным. Во-первых, самые прозаические вещи становятся сложнее, дороже, затратными в эксплуатации. При этом некоторое улучшение функционала не оправдывает издержки. Во-вторых, рассыпается в прах миф, что цифровизация сделает людей счастливыми, так как за них будут вкалывать роботы. Да, грубая мускульная сила уже практически не востребована. Но вкалывать приходится уже за клавиатурой. И нередко еще и более активно, чем некогда у станка. 

Огромные потоки информации породили глобальные проблемы: во-первых, ее санкционированного использования, во-вторых, обострилась проблема информационной безопасности. Цифровой мир породил новый вид преступности. И ее, судя по всему, победить будет сложнее, чем разобраться с банальным грабежом. А безопасность в цифровых сетях стоит либо дорого, либо очень дорого. Поэтому тренд последних лет — кардинально увеличиваются издержки финансовых институтов на безопасность. В результате себестоимость классической банковской транзакции растет кратной динамикой. Соответственно, цифровые продукты уже рискуют стать дороже классических офлайновых. И их безопасность вызывает все больше сомнений. И не только с точки зрения происков киберпреступников, но и легального использования «цифрового» следа. Проблема использования персональных данных — одна из самых острых. И вопросов пока больше, чем ответов. И борьба американских политиков с американскими же социальными сетями только добавляет пикантности. 

Поэтому насколько полная цифровизация является признаком прогресса — вопрос очень дискуссионный. О знаменитой модернизации 4.0 говорили много, но массово она не стартовала даже на ее родине — Германии. Не так все просто оказалось на практике, как рисовалось в концептах. Опять же, в том числе и с точки зрения безопасности. Кстати, очень много слабых мест выявила пандемия, когда работу массово перестраивали на удаленный характер. Проблем выявилось очень много. Другой вопрос, что цифровизация за последние годы приобрела такой мессианский характер для человечества и стала дойной коровой для финансовых рынков, что поставить перспективы IT под сомнение почти святотатство. 

Тем не менее, рискну предположить: история цифровизации достаточно гибкая. Какая модель и глубина проникновения IT окажется наиболее эффективной — доподлинно не известно никому. Впрочем, всегда принципиален другой вопрос: бездумно копировать какие-то готовые экспортные концепты или все-таки самим осмысливать современные процессы? Как мне кажется, второй вектор более сложный, но наиболее перспективный. Благо, по нему идти у Беларуси хватает компетенций. Такая возможность имеется у считаных стран. Естественно, что наши подходы будут не во всем (возможно, кардинально) отличаться от немецких, американских или корейских, но они не обязательно будут хуже.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter