Иллюзии запредельного рая. С каждым годом проблема торговли людьми становится все актуальнее.

— Перемены, произошедшие в социально-экономической и общественной жизни, потребовали изменений и в уголовном законодательстве, — говорит Наталья Ивановна. — С учетом требований, вытекающих из международно-правовых обязательств Республики Беларусь, впервые в Уголовный кодекс, принятый в 1999 году, были включены статьи, предусматривающие ответственность за торговлю людьми (ст.181 УК) и вербовку людей для эксплуатации (ст.187 УК). Однако и сама жизнь подсказывала необходимость установления таких запретов. Все чаще стали выявляться факты, связанные с продажей граждан Республики Беларусь, и прежде всего женщин и детей, в сексуальное рабство. — Насколько актуальна сегодня для Беларуси проблема торговли людьми? — В течение последних лет проблема противодействия торговле людьми находится в поле зрения не только общественных организаций, но и государственных структур. Свидетельством тому стало принятие в 2001 году Советом Министров Государственной программы комплексных мер на 2002—2007 гг. по противодействию торговле людьми и распространению проституции. Торговля людьми в нашей стране не приобрела массового характера. Беларусь находится во второй из трех групп государств, столкнувшихся с этим явлением. Это означает, что такая проблема существует, но вместе с тем принимаются эффективные меры по борьбе с ней. Государство, используя правовые способы и средства, вполне может обеспечить должную охрану и защиту человека, и в первую очередь его наиболее значимых естественных прав, возникших с момента рождения (например, право человека на свободу и т.д.). 9 марта 2005 года в целях защиты жизни, здоровья, свободы и иных конституционных прав граждан Республики Беларусь был принят Декрет Президента Республики Беларусь N 3 “О некоторых мерах по противодействию торговле людьми”. Данный документ определяет правовые и организационные основы противодействия торговле людьми в республике. Особое внимание обращено на установление строгой административной и уголовной ответственности за совершение противоправных деяний в данной сфере, на выработку комплексных мер по борьбе с этим злом. Принятие декрета позволит уже в ближайшее время создать в Республике Беларусь эффективную систему противодействия торговле людьми.

— Почему вы решили в своей научной работе обратиться именно к этой проблеме?

— Выбор темы моей диссертации — “Уголовная ответственность за торговлю людьми: совершенствование законодательства и практики” — был связан с принятием Государственной программы комплексных мер по противодействию торговле людьми, один из пунктов которой предусматривает проведение комплексного исследования проблемы. До этого времени в Беларуси не проводилось специального исследования уголовно-правовых аспектов торговли людьми. Опубликованные на эту тему научные статьи не охватывают весь спектр вопросов, возникающих в связи с реализацией уголовной ответственности за этот вид преступления. А их надо изучить всесторонне. — Какие аспекты этого явления вы исследуете? — В своей работе я хочу провести анализ историко-правового аспекта формирования уголовной ответственности за торговлю людьми как посягательства на свободу человека, начиная с древнейших времен и до наших дней. Кроме того, важно оценить, как национальное законодательство соотносится с международно-правовыми актами, определяющими направления борьбы с торговлей людьми. С этой целью были проанализированы международные акты, касающиеся борьбы с рабством, торговлей детьми и женщинами с целью сексуальной эксплуатации, и дана оценка уровня их имплементации в национальное законодательство. На основе Уголовного кодекса Республики Беларусь и научных исследований проведен комплексный юридический анализ состава торговли людьми, его квалифицирующих признаков на предмет оптимального обеспечения законодательного регулирования объема ответственности за торговлю людьми. В работе я оперирую терминами, которые слух современного человека отказывается воспринимать: “долговая кабала”, “подневольное состояние”, “рабство”.

— Чем ваша работа, после того, как диссертация будет защищена, может быть полезной для законодателей и сотрудников правоохранительных органов?

— В ней рассматриваются вопросы квалификации и разграничения торговли людьми и смежных преступлений, сопряженных с посягательством на личную свободу человека. Уголовно-правовая оценка признаков некоторых смежных с торговлей людьми составов преступлений позволяет выявить основные проблемы, связанные с применением указанных норм на практике и на основании этого разработать предложения по совершенствованию правоприменительной практики. Следует отметить, что Декрет Президента ставит задачу не только перед правоохранительными органами, но и перед другими министерствами и ведомствами. Это также потребует законодательной работы над новыми нормативно-правовыми актами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter